|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как «разговорить» ребенка с аутизмом30 Июня 2022 17:10 | Мнение Детский аутизм – отклонение в работе мозга, вызывающее трудности в социализации из-за своеобразного восприятия мира. Для детей с нарушениями аутистического спектра характерны проблемы с речью, общением, обучением и последующей социализацией в обществе. Это замкнутые, живущие в своем мире люди. Из-за особенностей психики у таких детей сильнее всего страдает речь. Потому что они не испытывают потребности в ней, в отличие от нормотипичных людей - предпочитают обходиться жестами или бездействием. Об особенностях речевого развития при аутизме рассказала специалист Энгельсского центра «Семья» Светлана Гизатуллина. Светлана имеет большой опыт в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Она представила важные подходы речевого развития при аутизме. Первое, что отмечает Гизатуллина, - речь детей с аутизмом нужно систематически развивать, уделяя внимание тому, как они говорят, как понимают других людей. Признаки расстройства, как правило, проявляются уже в первые годы жизни. Поэтому человек с аутизмом не понимает ценности разговора, не осознает, что с помощью слов можно влиять на окружающих и передавать им информацию или воспринимать ее таким образом. Из-за этого развиваются многочисленные стандартные сложности: 1. Молчание по достижении возраста 2 года, когда говорить уже нужно. 2. Эхолалии – повторение, часто зацикленное, отдельных слов и целых фраз, сказанных другими людьми. 3. Набор слов и фраз штампов, воспроизводимых автоматически, без понимания сути. 4. Неумение вести диалог при хорошо развитой монологической речи. 5. Трудности с произношением отдельных звуков. 6. Неумение использовать личные местоимения. 7. Грамматические ошибки. 8. Буквальное понимание значения слов. Светлана Александровна отмечает, что речевые проблемы у детей с аутизмом проявляются в первую очередь не в том, как они используют этот инструмент для общения, а в том, что у окружающих часто создается впечатление, что ребенок их не понимает. Исследования показывают, что, если больной не реагирует на обращения и прямые указания, ошибочно думать, что он не воспринимает и не запоминает их. Просто в связи с особенностями своего мышления такие ребята обращают внимание только на те разговоры, которые касаются непосредственно объекта их интересов. Чтобы в будущем человек адаптировался в обществе при таком диагнозе, нужно заниматься развитием понимания речи, выработать умение реагировать на чужие слова. Специалист дает такие рекомендации: Привязывайте свои высказывания к конкретной деятельности ребенка, апеллируя к эмоциональной составляющей. Рисуя тот или иной сюжет, проговаривайте детали своей работы. Мотивируйте малыша вспоминать эмоционально важные моменты, с этим связанные. Комментариями вносите смысл в повторяющуюся деятельность. Расставляйте при беседе эмоциональные акценты на том, что привлекает внимание ребенка. Положительно оценивайте то, что ему нравится. Указывайте на причинно-следственные связи, суть явлений, особенно если они чем-нибудь пугают ребенка с расстройством аутистического спектра или заинтересовывают. Дополнительно вы даете необходимые знания об устройстве мира. Разъясняйте важные и обыденные жизненные события, тем самым давая схемы общественно принятых правил. Объясняя поведение свое или других людей с точки зрения логики, вы также даете алгоритмы типового поведения. Малыш их запоминает и затем может применять в течение взрослой жизни. Проговаривайте чувства и эмоции, которые испытывают как окружающие, так и сам ребенок. Для него сложно понять поведение окружающих, разобраться в том, что чувствует он и какие эмоциональные реакции какими словами выразить. Говорите сложными предложениями, давайте развернутые объяснения. На самом деле, чем интереснее, разнообразнее вы говорите, тем больший интерес испытывает ребенок. Слова больше привлекают внимание, лучше запоминаются. Развивая понимание чужой речи, родители и педагоги учат малыша «выныривать» из своего мира во внешний. Создают и закрепляют навыки, как реагировать на него, взаимодействовать с социумом в необходимом ключе. Такая работа дает свои плоды. Примером служат известные люди с аутизмом и сумевшие преодолеть трудности. Что еще поможет «разговорить» детей с расстройствами аутистического спектра? Светлана отмечает ряд подходов: Провоцирование непроизвольного подражания. Занимаясь делом, вызывающим интерес у малыша, привлекайте его помочь. Сопровождайте все действия звуками, словами. Например, набирая текст или выдувая воздушные пузыри, сначала сделайте это сами, делая максимально эмоциональное лицо. Затем предложите малышу, сопровождая процесс звукоподражанием или положительным комментарием «Какой ты молодец, как здорово получается». Подталкивание к непроизвольным словесным реакциям. Сопровождайте постоянные действия какими-нибудь знакомыми строчками песенки или стихов, замалчивая последнее слово в строчке, чтобы ребенок произносил его сам. Развивающие дыхательные и артикуляционные занятия для детей, не говорящих в возрасте 4-5 лет. Так как их артикуляционный аппарат не развит, чтобы они заговорили, понадобится дополнительная тренировка. Научить ребенка с аутизмом и расстройствами аутистического спектра понимать чужую речь, разговаривать - крайне важно. Без вербальных навыков дальнейшая социализация, развитие интеллекта практически остановятся. Автор - Наталья Савочкина Категории: Мнение, Общественная жизнь Ранее...16/08/2023 17:55 Балаковская администрация не разрешает «Полет» 30/05/2023 16:08 Сергей Романович Миротворцев: плоды ученого дают свои всходы 08/12/2022 19:43 Кто кого хочет обмануть или облапошить |
ВидеорепортажНа просторах областиМненияФоторепортажАрхив
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © "Телеграфъ.ру". Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-74390, выдано 30 ноября 2018 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель – ООО «Полиграф». Адрес редакции: 410056, г. Саратов, ул. им. Т.Шевченко, 2А, 205. Тел. 8 (8452) 234388. E-mail: provtelegraf@gmail.com И.о. главного редактора: Голубева Е. В. При использовании материалов сайта - гиперссылка обязательна |