Специалисты Роспотребнадзора рассказали об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн-услуг.
В связи с нарастанием распространения коронавируса большинство людей предпочитает покупать товары, пользоваться услугами и осуществлять другую деятельность онлайн. Однако появились новые риски, с которыми пользователи были не знакомы до пандемии короновируса, особенно в сфере финансовых онлайн-услуг. Об этом сообщает пресс-служба Роспотребнадзора по Саратовской области.
Специалисты Роспотребнадзора и эксперты проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработали памятку для потребителей «Финансовая киберграмотность и борьба с мошенничеством». В ней содержатся рекомендации как снизить онлайн-риски.
При кредитовании появилось несколько новых способов выманивания денег:
- навязывание ненужного кредита / займа при продаже товара или услуги;
- предоставление неполной информации о кредите – часть сведений «спрятана» в дальних разделах договора;
- скрытые комиссии, спрятанные в «тарифном плане»;
- займы, взятые посторонним на ваше имя;
- «порча» кредитной истории: финансовая организация «забывает» сообщить в бюро кредитных историй о закрытом обязательстве;
- отказ в реструктуризации кредита на заявленных условиях;
- недобросовестные кредитные брокеры и псевдоброкеры, взимающие оплату без оказания услуг;
- псевдопомощники: обещают «исправление» кредитной истории, поиск «законного» способа не платить долги», но только выманивают деньги и усугубляют положение.
При оформлении страхового полиса недобросовестные компании применяют следующие тактики обмана:
- включение в полисы условий, снижающих вероятность получения страхового возмещения;
- блокирование заключения договоров в электронном виде, если они невыгодны страховщику;
- невнесение агентом полиса в базу компании и присвоение денег страхователя;
- продажа накопительного инвестиционного страхования жизни под видом депозита;
- занижение суммы страховой выплаты.
При инвестировании также возникли новые схемы мошенничества:
- предложение сложных продуктов (структурные облигации, производные финансовые инструменты) без надлежащего разъяснения их сути и рисков;
- сложно структурированные тарифы, подталкивающие к избыточной торговой активности;
- некачественные консультации, в том числе данные роботом-советником («робоэдвайзинг);
- «автоследование» (автоматическое повторение сделок) за неумелым «инвестиционным гуру»;
- возможность кражи части денег или ценных бумаг в случае недобросовестности брокера или управляющего.
Если вы столкнулись с указанными нарушениями, то обратиться можно в Единый консультационный центр по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный). Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках.
Также Вы можете обратиться на бесплатную «горячую линию МВД России» 8-800-222-74-47, через портал (если это Интернет-мошенничество, обратитесь в управление «К» МВД России) или в отделение полиции по месту жительства.