Минцифры запустило информационную систему мониторинга фишинговых сайтов.
С начала года злоумышленники создали на 579% больше сайтов – клонов известных брендов, чем за этот же период в прошлом году. Было использовано более 2100 мировых брендов и торговых марок компаний для обмана. Пользователям предлагают оплатить покупки на сайтах сервисов и магазинов, прекративших работу в России таких, как AppStore, Spotify Premium, Ikea.
Этот вид киберпреступлений называется фишинг. Основные признаки "фейкового" интернет-магазина:
- цены могут быть существенно ниже, чем на других площадках;
- недоступны курьерская доставка и самовывоз;
- нет информации о продавце и контактных данных;
- магазин создан недавно. Дату его появления можно найти в "подвале" сайта или с помощью специальных интернет-сервисов, предоставляющих информацию о ресурсе;
- нет описаний товаров или они сильно отличаются от описаний у конкурентов;
- менеджеры звонят по телефону и настойчиво просят совершить покупку прямо сейчас;
- требование предоплаты через малоизвестные платежные системы, электронные деньги, банковским переводом на карту частного лица;
- продавец предоставляет скан своего паспорта, чтобы втереться в доверие. В эпоху цифровых технологий создать поддельный документ несложно.
Фишинг работает так: на электронную почту поступает сообщение с просьбой изменить пароль или обновить регистрацию на сайте. Вы переходите по ссылке, и для следующего шага вас просят ввести данные вашей карты, чтобы списать 1 рубль "для подтверждения". Если это произошло, перед вами — "зеркало", то есть поддельная копия сайта. Таким способом мошенники получают полные данные вашей карты.
Например, нередко злоумышленники создают сайты-близнецы популярных онлайн-кинотеатров. Домены таких ресурсов, как правило, отличаются от оригинала несколькими символами. При переходе они просят приобрести подписку или продлить существующую, и человек добровольно переводит им деньги.
Как пример фишинговых сайтов можно привести клоны торговой площадки AliExpress. В 2020 году накануне чёрной пятницы экспертами было обнаружено 200 таких фейков. Одним из них был ресурс, полностью копирующий адрес оригинального маркетплейса, только вместо строчной буквы L использовали заглавную I.
С такой же проблемой столкнулись и клиенты известной пиццерии. В прошлом году люди жаловались на мошенников при попытке заказать еду. Преступники создавали поддельные сайты-доставки, чтобы выманить деньги у покупателей. За полгода ущерб от таких махинаций составил свыше 1,5 млн рублей.
Чтобы решить эту проблему, Минцифры запустило информационную систему мониторинга фишинговых сайтов. Уже сейчас там можно подать жалобу на мошеннические интернет-ресурсы. Об этом сообщает портал "Объясняем.рф".
Эксперты считают, что это поможет минимизировать проблему в будущем, но пока при оформлении покупок в интернете стоит быть бдительными.