На сайте «Саратов 24» продолжает работать рубрика «Блоги». В ней мы размещаем высказывания известных саратовцев, тех, кто имеет собственное мнение и готов его озвучить. Сегодня, 27 ноября, своим мнением о церковных традициях поделился священник Денис Каменщиков.
"Так как один из предыдущих постов о церковных бабушках и женщинах в брюках вызвал столько эмоций, предлагаю поговорить об этом более обстоятельно. Мое мнение по поводу брюк и платков достаточно простое: как исключение женщина может прийти в храм в брюках, но правилом должна быть юбка и платок. И дело даже не в одежде, а в готовности смирить свое эго перед церковной традицией. Такая небольшая тренировка. Многие, к сожалению, не способны принять даже это. Отсюда пустые разговоры про «мне так удобно» и «это не главное». Лукавство же обнажается тогда, когда рассуждающий так человек идет на прием к начальству не так, как ему удобно, а как положено, и почему-то уже не философствует. То есть перед начальником ты благоговеешь больше, чем перед Господом, Царем царствующих и Господом господствующих? Лукавство, да и только!
Теперь относительно замечаний. Вы знаете, на мой взгляд, делать женщине замечание насчет того, что она в брюках – это верх бескультурья! В приличном обществе это немыслимо. Тем не менее, в церковной среде этот дурной навык крепко прижился. Конечно, священник может и должен настаивать на соблюдении церковной традиции, у него есть на это право, но вот так, когда прихожанка отчитывает прихожанку за то, что она пришла в храм в брюках… На мой взгляд, - это такое псевдоблагочестивое хамство. Любой прихожанин может мягко и тактично рассказать о церковных традициях, но не цепляться к человеку с грозными обличениями, как это часто, к сожалению, бывает.
Теперь пару слов о ситуациях, когда мы, христиане, можем и должны действовать решительно и не имеем права устраняться. Это ситуации, когда храм оскверняется. Помню, однажды к нам в хор пришла новенькая девушка. Служим. Я совершаю каждение и, проходя мимо клироса, вижу рюкзак с надписью: «Don’t fuck my brain». После службы прошу ее остаться. Спрашиваю, знает ли она, что эта надпись означает? Отвечает, что знает. То есть человек приходит в храм, мало того – петь на клиросе с сумкой, на которой написана матерщина на английском, и делает это осознанно. Конечно, такой человек у нас в храме работать не будет.
Как-то открывается в храм дверь – и я глазам своим не могу поверить. В храм входит мужчина лет сорока, в шортах и с таксой на поводке. Я просто подумал, что вижу дурной сон. (Хорошо, что храм еще не был освящен.) Я прошу его убрать собаку. Он тупо спрашивает: "Зачем?" Интересно, стали бы с ним вообще разговаривать, если бы он с собакой пришел в мечеть?
Вчера в притворе уснул пьяный молодой мужчина. Разбудили, выпроводили. Он обошел вокруг храма, вернулся, попросил воды. Попил, затем снова устроился в притворе и даже достал из сумки пиво. Снова мне пришлось работать охранником, так как иметь штатного охранника не позволяет бюджет храма. В таких случаях все более или менее понятно, но бывают такие, которые требуют рассуждения. Например, приходит в храм женщина в платье, через которое просвечивается нижнее белье. Или в джинсах, которые гораздо ниже талии. У меня в таких случаях возникает вопрос: что случалось с человеком, который сам себя одел в одежду, в которой в былые времена постыдилась ходить даже блудница. Куда у нее делся стыд? Человек работает, покупает себе одежду, чтобы ходить раздетой! Она похожа на нищую в лохмотьях, на человека, на которого напали разбойники и забрали одежду, оставив нага и едва жива… Только разбойники духовные. И вот здесь однозначного совета, как нам действовать, на мой взгляд, нет. В любом случае, прежде чем делать замечание, нужно как следует подумать и помолиться", - сказал Каменщиков.