«Возьмите, пожалуйста, потому что нам жалко выкинуть»: как в коллекцию музея попала подделка
В Аткарске историю местного времени представили в часах.
Георгий Корнилов | 26 Февраля, 2024 15:43
Новая экспозиция «Время, вперед!», которая на днях открылась в краеведческом музее Аткарска, рассказывает о неизменном спутнике человечества - часах. Многие из них уже неисправны, но от этого не менее ценны, ведь почтенный возраст превратил их в уникальные исторические артефакты.
Приборы для измерения времени самых разнообразных форм и размеров, старинные и не очень, в основном перекочевали в собрание музея из домашних коллекций аткарчан. Семейные реликвии, к которым относятся и старинные часы, люди до сих пор охотно приносят в музей.
Экспозиция наглядно демонстрирует эволюцию часовых механизмов - от самых простых, измеряющих секунды песчинками, до распространенных в советское время будильников и часов с кукушкой. Особое место в этом ряду отведено наиболее редким и ценным экспонатам времён императорской России, самые старые из которых относятся к концу 19-го века.
Главенствующее место на выставке занимают массивные интерьерные часы знаменитой на весь мир фирмы «Г.Мозер и Ко». Правда, этот экземпляр не что иное, как искусная подделка. Однако она все равно представляет ценность, ведь возраст копии уже перевалил за сотню лет.
«Часы Мозера активно подделывали, и такой циферблат, как у нас, на оригинале быть не может», - с сожалением констатирует заведующая Аткарским филиалом краеведческого музея Юлия Федотова.
Большая часть экспозиции представлена часами времён СССР. Среди них - интерьерные каминные экземпляры, настольные, настенные, наручные механические и кварцевые, карманные, судовые, авиационные и даже трофейные часы с инициалами владельцев. Уникальные судовые часы, которыми оснащались морские корабли, в дар музею передал моряк Вячеслав Юдин. Аткарчанин служил механиком на корабле Тихоокеанского флота и успел собрать большую коллекцию предметов, связанных с любимой профессией.
Изюминкой музейной коллекции считаются каминные часы Челябинского завода «Молния» в корпусе Каслинского художественного литья. Искусная интерьерная вещица в мельчайших деталях воспроизводит известную скульптурную композицию Александра Чиркина «Хозяйка медной горы и Данила-мастер».
Выставка открывает любопытные факты из истории советских часовых заводов.
«От людей, работавших на таких заводах, мы узнали, что устроиться на них было не так-то просто. Например, при приеме на работу соискателей проверяли на потливость рук. В основном, в цехах работали женщины, от которых требовалось быстрое выполнение очень тонких операций - а ведь в часовом механизме есть детали размером с человеческий волос. Кроме того, при часовых заводах в обязательном порядке состояла маникюрша, и все сотрудники были обязаны с определенным интервалом ее посещать. Это делалось для того, чтобы максимально сократить риск случайной порчи часового механизма», - рассказала Юлия Федотова.
И все же основой новой выставки стали не щедрые дары жителей, а предметы из коллекции известного местного часовщика и ювелира Андрея Евсеева. Свою коллекцию он собирал на протяжении почти 40 лет. С пятнадцати лет Евсеев выбрал свое призвание, выучившись на часовых дел мастера.
«Иногда бывает, что люди приходят и приносят часы. Говорят: "Возьмите, пожалуйста, потому что нам жалко выкинуть. Может быть, они Вам понадобятся как мастеру". Я складываю такие подарки, потом через некоторое время сортирую их. Если среди них попадаются одноразовые китайские предметы, которые никому не интересны, я их сразу выкидываю. А действительно старинные вещи я складываю в специальный ящик. Кое-что потом восстанавливаю, но процентов сорок часов не подлежат ремонту – например, после того, как в механизм попала вода. Тогда я использую их в качестве доноров. Перед тем как приступить к ремонту, я тщательно мою руки, чтобы ни на циферблате, ни на самом часовом механизме не осталось моих отпечатков», - рассказывает Андрей Евсеев.
Благодаря щедрому дару мастера, новая выставка пополнилась образцами часов европейского производства начала 20-го века.
Фото музея