«Госуслуги взломали»: у саратовцев воруют доступ на госпортал
Мошенники дистанционно взламывают пароли и крадут деньги со счетов.
Артем Белов | 08 Марта, 2024 13:18
Евгения спешила на родительское собрание, когда ей позвонил человек с неизвестного номера, представился как специалист техподдержки «Госуслуг». Он сообщил, будто в ее учетной записи зафиксирована подозрительная активность и лучше временно заблокировать личный кабинет. Ей придет смс с кодом от портала, и нужно будет продиктовать цифры.
Евгения так и поступила и практически сразу поняла, что совершила ошибку. Как только собеседник простился с ней, она получила уведомление о смене номера телефона на «Госуслугах». Так женщина, следуя указаниям мошенников, потеряла контроль за своим аккаунтом на госпортале.
Сайт «Госуслуги» содержит почти всю информацию о зарегистрированных на нем пользователях: номера паспорта, СНИЛС, ИНН и данные банковских карт. Это удобно, чтобы оплатить онлайн налоги и пошлины или записаться к врачу. Но теперь нужно хранить суровую бдительность, потому что до этого популярного сервиса добрались мошенники.
Как пример, пользователи «Госуслуг» получают лживые сообщения с посторонних номеров и адресов о техническом сбое, из-за которого их якобы открепили от поликлиники. Чтобы заново прикрепиться, им предлагают перейти по ссылке, ввести свои регистрационные данные от портала и оплатить пошлину. На самом деле эти уведомления рассылают мошенники, чтобы выманить деньги и доступ к чужим личным кабинетам.
Жителю Энгельсского района позвонил некий человек, который заявил, что его аккаунт на «Госуслугах» взломали. Затем поступил звонок якобы от сотрудницы Центробанка. По ее словам, злоумышленники, воспользовавшись данными с «Госуслуг», оформили на мужчину кредит. Проблему можно решить единственным путем: оформить встречный займ и отправить деньги на безопасный счет. Покровчанин выполнил эти условия и через банкомат перевел 1 миллион 200 тысяч рублей. После этого связь со «специалистом банка» оборвалась. Заявление о потере денег мужчина направил в полицию.
Жителю Красноармейского района позвонил «специалист портала «Госуслуг» и рассказал, что участились случаи взлома личных кабинетов на этом сайте. Собеседник предложил для защиты от мошенников скачать на телефон «антивирусное приложение» и прислал ссылку. Согласившись, мужчина установил программу и обнаружил, что из-за этого необдуманного поступка у него списали почти 103 тысячи рублей. Потерпевший обратился в полицию.
Как начинает работать схема мошенников с «Госуслугами»?
Все начинается с телефонного звонка. Приветливая девушка или серьезный мужчина представляются сотрудниками «Госуслуг» и сообщают, что ваш личный кабинет на портале атакуют мошенники. При этом собеседники знают ваш номер телефона, правильно называют ваши фамилию, имя, отчество и даже дату рождления.
Как мошенники сумели раздобыть личные данные?
Во-первых, некоторые из них есть в открытом доступе: те же самые номера телефонов часто привязаны к соцсетям. Во-вторых, некоторые частные компании не следят за безопасностью данных, и мошенники, используя уязвимость компьютерных систем, воруют информацию. Так, данные могут утечь, например, у служб доставки, сервисов лояльности в магазинах.
Зачем мошенникам нужен доступ на «Госуслуги»?
Лжесотрудник «Госуслуг» очень грамотно входит в доверие по телефону. Он обещает помочь и просит назвать код, который тут же приходит на телефон в смске.
Получив код, мошенники используют его для завладения вашим личным кабинетом и всей информацией, которая там есть. Это позволит им, например, похитить электронную цифровую подпись или оформить ИП на ваше имя, заполучить данные привязанных банковских карт, чтобы оформить кредит.
Что делать, если Вы действительно утратили доступ на госпортал?
Проект Центрального банка России «Финансовая культура» предлагает следовать таким советам, чтобы устранить возникшую проблему.
Для начала попробуйте сбросить старый пароль с помощью почты или по номеру телефона. Для этого на стартовой странице сайта при авторизации выберите «Восстановить».
Восстановление не срабатывает? Вероятно, злоумышленники уже успели поменять e-mail и номер телефона в вашем профиле.
Обратитесь в свой банк и заблокируйте все карты и счета, которыми вы когда-либо оплачивали услуги, штрафы, госпошлины, налоги на портале, и сообщите, что стали жертвой мошенников.
Обратитесь в полицию.
Посетите МФЦ и попытайтесь там лично с помощью специалистов восстановить доступ к личному кабинету на «Госуслугах».
На будущее. Задайте более сложный и надежный пароль, то есть используйте сложную комбинацию строчных и прописных букв, цифр, специальных символов и ни в коем случае не устанавливайте пароли из символов, идущих по порядку (например, qwerty или 654321), номеров телефона, даты рождения. Не сохраняйте пароли в браузерах.
Установите двухфакторную аутентификацию на сайте, чтобы вы могли войти в личный кабинет только после ввода пароля и дополнительного кода, который придет по смс на ваш номер телефона.
Напомним, ранее саратовцев предупредили о мошеннических схемах при покупках в онлайн-магазинах.