«Это нормально?»: саратовцев удивляют и возмущают ржавые рельсы скоростного трамвая

Эксперты никаких проблем в этом не видят.

Георгий Корнилов | 28 Февраля, 2024 18:34

«Это нормально?»: саратовцев удивляют и возмущают ржавые рельсы скоростного трамвая

В Саратове сорваны сроки запуска скоростного трамвая. Это признали в областном правительстве.

Власти судятся с подрядчиком, который должен был до 31 декабря 2023 года построить новую линию 9-го трамвая. Небольшими участками успели уложить шпалы и рельсы на улицах Политехническая и Слонова. В настоящее время работы кое-как ведутся по реконструкции маршрута № 8, ведущего в Комсомольский поселок. И саратовцы задаются вопросом: почему укладывают ржавые рельсы?

Жители областного центра и так уже серьезно огорчены срывами работ по строительству линий скоростного трамвая в Саратове, страдают от многочисленных дорожных пробок из-за перерытых улиц. Так еще и рельсы для нового трамвая какие-то старые закупили, что ли…

Татьяна: «А мне не кажется? Рельсы ржавые? Это нормально?»

Елена Петрова: «Непонятно почему рельсы-то ржавые и не очень прямые? Опять маловато денег?»

Анна: «Рельсы для нового трамвая на Слонова, возле драмтеатра, уже ржавые!»

Ольга: «Так это и есть скоростной трамвай, когда в бетон заливают, а у нас просто замена рельс, кто сказал, что это скоростной трамвай - не понятно? Причем уже кладут с ржавчиной, по крайней мере на Слонова»

Как оказалось, во всем виновата химия. Рельсы изготавливают из стали без специальных антикоррозионных добавок - иначе это выйдет слишком дорого, кроме того рельсы не красят и не обрабатывают какими-либо защитными материалами. При контакте с кислородом, которого в избытке в воздухе и воде, железо окисляется. Так на поверхности нерабочих рельсов появляется характерный ржавый налет.

Однако, уверяют специалисты, от этого рельсы нисколько не страдают: ржавчина покрывает лишь тонкую поверхность металла, оксид железа даже защищает металл от более глубокой коррозии. При начале эксплуатации, то есть от трения колес, металл отшлифуется до привычного блеска.

По жалобам саратовцев на якобы ржавые рельсы для скоростного трамвая, пресс-служба министерства транспорта и дорожного хозяйства области предоставила комментарий:

«Окисленная поверхность не влияет на способность рельсов выдерживать огромные нагрузки и резкие перепады температуры. Эта сталь специально разработана для использования в железнодорожном и трамвайном транспорте, где рельсы подвергаются сильным механическим и термическим воздействиям. Под воздействием колес транспортных средств ржавчина снимается, оставляя чистую поверхность стали. Поэтому с течением времени новые рельсы становятся светлыми и без признаков ржавчины».

Саратовцы, разбирающиеся в металле, также призвали жителей к спокойствию и не раздувать из мухи слона.

Владимир Седов: «Глубина ржавчины незначительная. После их изготовления лаком не красят. Любой металл на открытом воздухе покрывается окислами. Так что не пишите о ржавых рельсах. Они с этой ржавчиной нас и наших детей переживут».

Аналогичные вопросы возникали и у жителей Екатеринбурга. В прошлом году в столице Урала запустили новую ветку трамвая в современный жилой микрорайон Академический. И каково же было удивление и возмущение людей, что рельсы укладывали уже ржавые!

За объяснением издание E1.RU обратилось к местным ученым.

Как рассказал главный ученый секретарь Уральского отделения РАН, заведующий отделом материаловедения Института физики металлов Алексей Макаров, всё дело в том, что рельсы изготавливают из низколегированной стали.

«В высоколегированных сталях много хрома и никеля. Например, в нержавеющей стали 18% - никель и 10% - хром. Но такие стали очень дороги, изготавливать из них рельсы экономически невыгодно, - отметил Алексей Викторович. - Рельсы обычно делают из высокоуглеродистой стали, основной элемент которой - железо. Оно вступает в химическую реакцию с кислородом, и получается окись железа, то есть ржавчина. Элементов, которые бы предотвращали ржавление или коррозию, в такой стали недостаточно».

Ученый уверяет: ржавчина на рельсах - нормальное явление, если их не используют. Как только по путям поедет первый трамвай, ржавчина (по крайней мере в местах соприкосновения рельсов с колесами состава) исчезнет, и они заблестят как новенькие.

«При эксплуатации рельсов на поверхности катания происходит контакт с колесом, и ржавчина удаляется. В поверхностном слое идет сильная деформация, вплоть до возникновения наноструктур, и тогда рельсы становятся стойкими к коррозии, не ржавеют», - пояснил физик Алексей Макаров.

Рельсы скоростного трамвая

 

Фото правительства области

Подписывайтесь на ТелеграфЪ

Поделиться

Ранее в рубрике