Жить только на сцене: Евгений Миронов и Максим Матвеев держат заданную Валентиной Ермаковой планку
В честь векового юбилея своего педагога актеры погрузились в воспоминания и сыграли в единственном спектакле
Екатерина Вельт | 30 Ноября, 2024 11:59
Вчера, 29 ноября, в свой день рождения, народный артист России Евгений Миронов посетил свою малую родину для участия в торжественных мероприятиях, приуроченных к 100-летнему юбилею своего педагога, народной артистки СССР Валентины Ермаковой. Вместе с ним в Саратов на церемонию вручения театральной премии имени Ермаковой прибыли и другие знаменитые ученики выдающейся актрисы - Максим Матвеев и Галина Тюнина, которые тем же вечером сыграли на сцене саратовской академдрамы документальный спектакль-посвящение Валентине Ермаковой “А я не хочу улетать”.
Накануне торжественных мероприятий, в которых также приняли участие саратовские “ермаковцы” Игорь Баголей и Татьяна Родионова, артисты с благодарностью поделились воспоминаниями о работе с Валентиной Александровной. По их общему шутливому признанию, всех учеников мастера объединяет “прививка от Ермаковой”.
“Сегодня важное событие - юбилей Валентины Александровны Ермаковой. И очень здорово, что губернатор и министерство культуры Саратовской области откликнулись на прекрасную инициативу сделать премию имени Ермаковой. Это не просто за роли сезона, нет. Это за вклад. Потому что сама Ермакова - для нас очень большая личность, человек, который очень достойно прожил свою жизнь, который многое сделал - и в ролях, и в учениках. Так вот, эта премия - разносторонняя. Она присуждается в разных областях, но люди, которые так же беззаветно служат культуре и искусству, сегодня получат эту премию. Важно, что статус Ермаковой сохраняется и будет продолжен. Нам очень повезло. Мы пришли в эту профессию, кто откуда, до конца не понимая, что это за дело. И первым, кого мы встретили на большой дороге нашей театральной жизни, была Ермакова, которая своим поведением нам сказала, что это не профессия - это образ жизни, это огромнейший смысл, это большая ответственность. Она так относилась к себе и так заставляла нас относиться к этому делу - делу всей ее жизни. Это стало и делом всей нашей жизни. Она сразу, моментально, задала такую высокую планку, невозможно было найти никакого компромисса - либо умирать и жить только на сцене, либо не заниматься этим. И я считаю, что нам очень повезло”, - признался Евгений Миронов.
Он не стал скрывать, что студенты очень боялись своего требовательного и прозорливого наставника.
“Ничего мимо ее глаза не проходило, никакая деталь. Она могла как рентгеном просветить человека, и сразу все становилось понятно. Но, с другой стороны, она сама не переставала учиться. До последней минуты своей жизни. Когда ей было плохо, она запомнила это состояние, и Гале (Галине Тюниной - прим. автора) передавала как опыт. До такой степени она была заряжена на правду. И как ребенок удивлялась каким-то прекрасным спектаклям, событиям, и нам потом рассказывала. Она была абсолютно открытой и училась всегда”, - добавил Евгений Миронов.
“Мы и по сей день руководствуемся принципами, которые она в нас заложила. Да, ее сейчас нет с нами, но, пока она была жива, мы все - и Женя (Евгений Миронов - прим. автора), и Галя (Галина Тюнина - прим. автора), и Игорь (Игорь Баголей - прим. автора) - звонили и советовались с ней, и на очень серьезные, судьбоносные решения в нашей жизни она повлияла. Благодаря ей мы сейчас здесь”, - сказал Максим Матвеев.
“Она была настоящей личностью. И из нас она тоже старалась сделать личностей. Никогда не было такого, чтобы она могла опустить планку”, - заверил Игорь Баголей.
“Она знала всех студентов со всех курсов. Я, например, была в декрете и желала остаться в нем подольше, потому что у меня была неважнецкая ситуация в театре. И вдруг я захожу в театр, встречаю Валентину Александровну, и она мне говорит: “Ты что, все в декрете сидишь? С ума сошла. В театр, в театр возвращайся!” И спасибо ей за это”, - поделилась воспоминаниями Татьяна Родионова.
Максим Матвеев признался, что попал под крыло Валентины Ермаковой совершенно случайно - только благодаря невероятной интуиции, которая позволила актрисе разглядеть дремлющий в нем талант.
“Я и в себе стараюсь развивать такую же актерскую интуицию. Ведь актерский путь сложный, каменистый, со взлетами и падениями. Но Валентина Александровна любила повторять, что каждый раз, когда ты падаешь, надо найти в себе силы встать. Ещё она любила повторять, что на этом пути надо очень серьезно работать, а не просто плыть на волне своего таланта, который у всех разный. Она любила повторять, что 90 процентов труда и 10 процентов таланта составляют нашу профессию. Видимо, она была свидетельницей гибели очень многих талантов, и вынесла из этого очень большие выводы. Она проявляла невероятную заинтересованность в своем деле и в нас. Она действительно была нам как мама. Потому что вот так, без оглядки, очень редкий человек может в тебя поверить. Сейчас, оглядываясь назад, я бы и сам в себя не поверил. Слишком тяжело, на мой взгляд, было разглядеть во мне что-то. А она сумела. И не устала, а продолжала верить до самого моего выхода из-под ее крыла. Это дорогого стоит. Делать так может только очень любящий и близкий человек. А она стала мне близка как-то неожиданно быстро. Поэтому мы все здесь. Такого человека просто так не оставляют: хочется передавать ее принципы, ее взгляды дальше - студентам, зрителям. Плюс она была очень честным человеком и честной актрисой. Она не любила “выезжать” на сыгранных ролях, на своих регалиях. Все это было, но она продолжала очень искренне, по-детски относиться к этому миру, восхищаться работами своих коллег, а не завидовать им. Это умение в нашей профессии большая редкость”, - рассказал Максим Матвеев.
Первыми обладателями театральной премии имени народной артистки СССР Валентины Ермаковой стали молодой артист ТЮЗа Киселева Дмитрий Ахметшин, руководитель литературно-драматургической части театра драмы имени И.А.Слонова Ольга Харитонова, художественный руководитель Балашовского драмтеатра, заслуженный артист РФ Владимир Попов и главный художник по свету театра оперы и балета Екатерина Чернощёкова.
Фото автора