Юрист о деле Тепина: "Жилье детям-сиротам выдавалось не по потребностям, а по возможности"
Министерство не осваивало в полном объеме выделенные на квартиры средства и возвращало их в бюджет.
Георгий Корнилов | 15 Января, 2024 12:40
Министерство предоставляло квартиры не в соответствии с объемами, которые должны были получить сироты.
Сегодня, 15 января, в Кировском районном суде продолжаются слушания по делу экс-министра строительства и ЖКХ Дмитрия Тепина.
Напомним, Тепина обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями. По информации следствия, с 2014 по 2019 год, находясь на должности министра, экс-чиновник не увеличивал закупочную стоимость жилья для детей-сирот.
В результате 468 детей-сирот остались без крова, а более 800 млн рублей бюджетных средств были не освоены. Обвинение Тепину предъявили в мае этого года. Сам экс-министр отрицает свою причастность к совершению должностного преступления.
В качестве первого свидетеля гособвинитель Елена Чернова пригласила вице-губернатора Саратовской области Игоря Пивоварова. Он сообщил, что о программе по обеспечению жильем детей-сирот знает в общих чертах, в детали не вдавался.
"Знаю, что программа не исполнялась в полном объеме", - добавил Игорь Пивоваров.
Следующий свидетель, Юлия Пивоварова, трудилась в министерстве строительства и ЖКХ с 2008 по 2014 годы, в том числе в должности начальника отдела государственного жилищного фонда.
"После того, как были приобретены квартиры, мне нужно было оформить их в регистрационной палате в собственность области и впоследствии передать по договору социального найма", - пояснила свои должностные обязанности Пивоварова.
Она добавила, что квартиры в региональную собственность передавались, в том числе от казенного предприятия Саратовской области "Госжилстрой" (реорганизовано в общество с ограниченной ответственностью - прим.ред.).
Поскольку в ходе следствия Юлия Пивоварова дала более развернутые показания, гособвинитель ходатайствовала об их оглашении. Согласно показаниям свидетельницы, собирались совещания с представителями различных отделов министерства, по итогам которых Дмитрий Тепин мог давать какие-либо поручения начальникам управлений министерства, направленные на совершение тех или иных действий для реализации программ, также экс-министр осуществлял контроль финансирования. Однако персонально Пивоваровой никаких распоряжений не давалось.
"Мной предоставлялись сведения о количестве поступивших квартир с указанием источника их поступления, - зачитала показания Пивоваровой Елена Чернова. – "Госжилстрой" по согласованию с министерством ежегодно планировало количество квартир для исключения из собственности КПСО".
Хотя Юлия Пивоварова полностью подтвердила данные в ходе следствия показания, адвокат Дмитрия Тепина Таймураз Тотиков поставил их под сомнение.
Другой свидетель Ксения Шевашкевич работала в министерстве строительства и ЖКХ главным специалистом отдела экономического планирования. Ею проводился мониторинг жилья, предлагавшегося на тех территориях, где планировалось его приобрести. Далее осуществлялся расчет средней стоимости одного квадратного метра.
"Если полученная средняя стоимость превышала установленную предельную стоимость, тогда использовала в расчетах предельную стоимость, то есть ту, которая была ниже среднерыночной, - пояснила Ксения Шевашкевич. – Если среднерыночная стоимость выходила меньше, я использовала в расчетах ее".
Свидетельница добавила, что на совещаниях ее непосредственная начальница замминистра Юлия Артемьева говорила, что проведение очередного аукциона согласовано с Дмитрием Тепиным. Однако зачастую имели место несостоявшиеся аукционы.
Далее гособинитель вызвала юриста Дмитрия Лиманского, который, начиная с 2017 года, защищает интересы детей-сирот.
"Ко мне с таким вопросом обращались дети-сироты постоянно, - сообщил в суде Дмитрий Лиманский. – Первой стала Евгения Бирюкова, ее включили в очередь на получение жилья, но более семи лет квартира ей не предоставлялась. Я начал помогать ей и понял, что есть большая проблема. В Саратовской области много детей-сирот, чье право на получение жилья нарушено".
Далее Лиманский создал группу для общения в мессенджере. К нему обратилось много детей-сирот, для которых он готовил иски в суд.
"Погрузившись в проблему, я понял, что жилье выдавалось по возможности, - добавил юрист. – То есть министерство предоставляло квартиры не в соответствии с объемами, которые должны были получить сироты. К тому же Минжкх не в полном объеме осваивало денежные средства. Выделялось финансирование на закупку жилья, но эти деньги использовались не полностью, и часть средств возвращалась в федеральный бюджет".
Поскольку проблема приобрела массовый характер, Лиманский предложил сиротам собраться всем вместе и обратиться в правоохранительные органы о возбуждении уголовного дела.
После заслушивания всех свидетелей судья Павел Пименов отложил слушания по делу до следующего заседания, которое состоится 17 января.
Фото автора