В саратовском ТЮЗе из грибоедовской истории про Чацкого исчезла саратовская тетка
Новую трактовку пронзил нерв сегодняшнего времени.
Георгий Корнилов | 20 Июня, 2024 11:29
Закрытие театрального сезона в Саратовском ТЮЗе ознаменовалось очередной премьерой - сегодня саратовским зрителям покажут спектакль “Без ума от горя”(16+) по хрестоматийной пьесе Александра Грибоедова, созданный в интригующем жанре эгокомедии приглашенным молодым режиссером, главрежем Стерлитамакского русского драматического театра Максимом Меламедовым.
В этом году пьесе Александра Грибоедова “Горе от ума” исполняется двести лет, однако в обширном багаже русской классики трудно найти более злободневное произведение, едва ли не каждая строчка которого разошлась на цитаты. В юбилейный для стихотворной комедии год Меламедов, по его собственному признанию, решил “стряхнуть пыль” со строчек классика, превратив известнейший текст в тонкую игру смыслов и до краев наполнив его юмором.
В новой постановке занята большая часть театральной труппы, и на протяжении почти трёхчасового действа просторная сцена нового здания ТЮЗа хорошо обжита. Огромные раздвижные декорации, имитирующие гигантскую домашнюю библиотеку, становятся ареной для решающей битвы между глупостью и умом. И книги - полноправные действующие лица этой истории, ведь, листая страницы, герои то и дело обращаются к цитатам из великих: Уильяму Шекспиру, Александру Пушкину, Михаилу Лермонтову… А знаменитое "Карету мне, карету!" разуверившегося в любви Александра Чацкого (Артем Яксанов) оканчивается тем, что на сцену вкатывается… тыква. В следующее мгновение этот овощ, под гомерический хохот великосветских дам, уже украшает голову главного героя.
Название для нового спектакля родилось не сразу, а во время репетиций. По мере того, как актеры все больше сближались с режиссером, делясь личными переживаниями, постановка обрастала новыми смыслами.
“Сначала это была шутка. Я знал, что от моего предложения откажутся - всё-таки это классика. А мне завлит говорит: “А это интересно”. Мне кажется, сейчас такое время, когда мы получаем удовольствие от того, что кому-то плохо. А в игре слов “без ума от горя” чувствуется какой-то нерв сегодняшнего времени”, - говорит Максим Меламедов.
Вчера актеры впервые сыграли постановку в целостном виде, причем, сделали это дважды. На вечернем прогоне в зале присутствовали и зрители, которые, по традиции, заняли все свободные места.
“Мне самому очень интересно понять: те смыслы, юмор Грибоедова, как мы это прочитали - работает это или нет?” - задаётся вопросом Меламедов.
Режиссер признался, что намерен совершенствовать свое детище: однажды после генеральной репетиции даже переделал финал в одном из своих спектаклей, поменяв местами две сцены.
В сценической версии пьесы центральное место в истории отводится теме несчастной любви друзей детства Чацкого и Софьи (Надежда Червонная). Разлученные предрассудками светского общества, пережившие трёхлетнюю разлуку молодые люди уже никогда не смогут быть вместе.
“Когда мы вырастаем, мы начинаем любить себя. Спектакль в итоге про любовь. Но мы хотели понять, что же мешает людям любить”, - рассуждает режиссер, уверенный в том, что любовь в настоящее время превратилась в дефицитное чувство.
На всем протяжении действа персонажи отчаянно хулиганят, заставляя зрителей то и дело вздрагивать от смеха - не столько от знаменитых диалогов, сколько от удачных режиссерских находок, обыгрывающих заложенные в произведении смыслы в современном контексте и с помощью различных изобразительных средств - в том числе, пантомимы. Что особенно ценно, режиссёр не пытается спекулировать на излюбленном приеме модных театральных деятелей, начиняя пространство нарочитыми атрибутами современности и причудливыми костюмами.
Зато от знаменитой отсылки к тетке в саратовской глуши все же было решено отказаться.
“Иногда ты начинаешь делать спектакль, и появляется какая-то логика, и надо послушать, что он тебе говорит. И приходится что-то убирать, хотя это и тяжело. Мы от этого отказались в угоду спектаклю”, - пояснил Максим Меламедов, заявив, что “не должен обслуживать” автора пьесы.
Судя по реакции саратовской публики, эксперимент над классикой прошел на ура: зрители провожали артистов, стоя. Многие по достоинству оценили и фантазийный финал спектакля, скрывающий, пусть крохотную, но все же надежду на всепобеждающую силу любви.
А по окончании предпремьерного показа своими впечатлениями от увиденного с саратовцами поделился авторитетнейший столичный театральный критик Павел Руднев.
Фото автора