В Саратове "Тот самый Мюнхгаузен" оживил медвежью шкуру и раскритиковал памятник Янковскому
В академдраму вернулся спектакль о знаменитом фантазере.
Георгий Корнилов | 24 Февраля, 2024 15:14
В День защитника Отечества на сцене академдрамы открывали памятник - тот самый, посвященный непревзойденному Олегу Янковскому в образе барона Мюнхгаузена, который установлен в театральном сквере, носящим имя народного артиста.
Так, с размахом и свойственным легендарному книжному персонажу эпатажем, на саратовскую сцену, но уже в ином прочтении, вернулась пьеса Григория Горина “Тот самый Мюнхгаузен” (16+), увековечившая похождения знаменитого авантюриста. Горинская пьеса была в репертуаре театра еще в 1977 году, но в совершенно ином прочтении: спектакль под названием "Самый правдивый" был адресован преимущественно детской аудитории.
Главную роль в не совсем свойственном ему амплуа в новом спектакле исполняет Александр Каспаров, которого поклонники чуть ли не впервые увидят с хоть и накладной, но весьма пышной шевелюрой.
Готовить постановку творческому тандему режиссера Алексея Размахова и Юлианы Лайковой, которая на этот раз выступает лишь в качестве художника, активно помогали и сами зрители: на протяжении нескольких недель саратовцы несли в театр реквизит для оформления напичканного удивительными вещами дома барона Мюнхгаузена. На сцене пригодились винтажная мебель и старые книги - перевязанные стопочками, на советский манер, они убедительно играют роль таинственной библиотеки хозяина дома и периодически уверенно летают по сцене.
Особая роль в постановке ожидаемо отведена абсурду. Здесь и бегающая по сцене медвежья шкура, и падающий с неба поднос с зажаренной уткой в соусе, и таинственно исчезающие и появляющиеся предметы - причём, мастерство владения профессией фокусника демонстрируют даже сами актёры. В свою очередь, Юлиана Лайкова знатно поколдовала над превращением сцены в уютное прибежище неисправимого чудака и мечтателя, для натуры которого противоестественно становиться "таким, как все". Волшебство проявляется даже в том, что, наверное, впервые в истории театра, для игры актеров задействуются технические помещения на сцене: с удивлением и восторгом зрители обнаруживают персонажа Александра Каспарова даже под потолком. Безупречное попадание Лайковой в цвет, ее стильные и оригинальные костюмы Алексей Размахов использует для создания на сцене эффекта кабаре - в этом ему помогают живая музыка в исполнении ансамбля из Томасов, слуг эксцентричного барона, и живое актёрское пение. А безусловная звезда этого кабаре - Эльвира Данилина в образе баронессы фон Мюнхгаузен.
Кажется, что в этом веселом вымышленном мире нет ничего невозможного - начиная от воскрешения из мёртвых и заканчивая полетом на пушечном ядре на Луну. Ничего, кроме засилья лжи и смертельной скуки на неулыбчивых лицах, победить которые не под силу даже неисправимому фантазеру. Но перед тем, как оставить наскучивших ему людей, Мюнхгаузен завещает ни в коем случае не превращать сыгранные, пусть даже и мастерски, роли в театре и кино в неживую, застывшую субстанцию.
"Сам по себе памятник хорош, со смыслом. Но Янковский на меня совсем не похож", - уверяет барон Мюнхгаузен, глядя на макет статуи из сквера.
Вчера премьера спектакля прошла с аншлагом. Сегодня зрителей ожидает второй премьерный день. Свободных билетов на постановку уже нет.
Фото автора