В Саратове студенты-кукольники поставили русскую народную сказку в стиле стимпанк
Получилось эпатажно и зрелищно.
Екатерина Вельт | 19 Октября, 2024 19:16
Невероятно красивую и трогательную историю о любви, дружбе и волшебстве сочинили в саратовском театре кукол. Если не знать, что спектакль студенческий, его вполне можно принять за полноценную театральную работу, которая достойна стать украшением немного помрачневшего за последние годы репертуара “Теремка”.
Спектакль “Волшебное колечко” хотя и прямо не противопоказан совсем маленьким зрителям, но формально рассчитан на аудиторию из взрослых детей любого возраста, начиная с 10 лет. Малыши едва ли смогут оценить по достоинству сложную эклектику и потрясающую стильность новой постановки.
Трудно поверить, что “Волшебное колечко” - это всего лишь первый дипломник студентов театрального института СГК им. Л. В. Собинова. В постановке заняты двенадцать ребят, которые третий год занимаются в мастерской ведущих актеров “Теремка” Романа Сопко и Антона Черепанова, впервые решивших попробовать свои силы в качестве театральных мастеров курса. К дебюту своих подопечных на профессиональной сцене педагоги подошли ответственно и креативно - специально для оформления музыкального спектакля был сочинен особый звуковой ряд и написана авторская инсценировка, сохранившая узнаваемый облик русской народной сказки про незадачливого крестьянского парня Мартына, заплутавшего в поисках собственного счастья.
“Это в какой-то степени экспериментальный курс, потому что за всю историю саратовской театральной школы впервые был набран второй параллельной курс на кукольное отделение для того, чтобы пополнить ряды актеров театров России, так как есть соответствующий запрос. А учат артистов театров кукол в нашей стране всего в пяти вузах - в Саратове, Петербурге, Екатеринбурге, Ярославле и Новосибирске”, - рассказал на вчерашнем предпремьерном показе спектакля выступивший в качестве режиссера-постановщика директор Саратовского театрального института Роман Сопко.
Автором музыкального оформления “Волшебного колечка” стал виртуозный пианист из областной филармонии Илья Лихачёв, который собрал целый оркестр из музыкантов, играющих на разнообразных инструментах: балалайке, духовых инструментах, перкуссионных инструментах, эстрадной ударной установке, бас-гитаре, виолончели, а также ложках и многих других. Музыканты осовременили в популярном жанре фолк-музыки композиции Виктора Купревича, созданные советским композитором для сказки “Волшебное колечко” в 1978 году.
Дорогостоящую запись музыкальных саундтреков к премьерной постановке производили в двух саратовских студиях звукозаписи. На сцене оркестровые партии эффектно перемежаются с живым актерским пением в исполнении молодых артистов. А в финале, где звучит колыбельная песня, молодым актерам подпевает народный хор Саратовской консерватории.
“Мы хотели приблизить русскую народную сказку к современному ребенку. Нас, в первую очередь, интересовали взаимоотношения матери и ребенка. В самом начале нашей истории главный герой лишается отца и остаётся только с матерью, которая его безоговорочно любит - любит, как воздух, без которого невозможно жить. Для меня, чем больше мы репетировали, эта история все больше оказывалась про маму - про то, как иногда мы поступаем неправильно по отношению к своим родителям. И если после спектакля мы кого-то подтолкнем сделать звонок домой, это будет нашей маленькой победой”, - признается Роман Сопко.
Но в новом спектакле восхищает не только музыка. Особую атмосферу и настроение создаёт талантливая работа художника-постановщика из Рязани Анны Репиной, которой удалось найти оптимальный баланс в смешении разных стилей - симбиозе элементов русского народного творчества и стимпанка.
“Да, актеры, вроде бы, носят сарафаны. Но в то же время на них кожаные шляпы и кожаные перчатки без пальцев, чего никогда не было на Руси. Мы намеренно придали русскому народному материалу современное звучание, чтобы он легче читался, слушался и воспринимался зрителем”, - пояснил Роман Сопко.
Порожденные фантазией художника образы органично вписываются в общий стиль оформления сцены, скрупулёзно выстраиваемый, в том числе, и за счет искусной игры со светом. Но главные акценты в небольшом сценическом безумии расставляют специально созданные для спектакля планшетные куклы: неуклюжий простак Мартын, его простодушная и добрая мама, забавные пёс Журка и кот Васька и другие. Тогда как одетые в похожие костюмы актеры выполняют роль массовки, призванной сфокусировать внимание зрителя на самом главном. Хотя на удивление зрелую и очень душевную студенческую работу все равно хочется пересматривать, чтобы найти в ней ускользнувшие от первого взгляда скрытые смыслы.
Фото автора