В Саратове персонажей Достоевского научили ругаться матом

Накануне конца света “Идиот" прокатился в 9-м трамвае.

Екатерина Вельт | 19 Мая, 2024 19:08

В Саратове персонажей Достоевского научили ругаться матом

В саратовском театре драмы состоялась нашумевшая премьера - публике, наконец, презентовали "Идиота" (16+) по роману Федора Достоевского, над сценическим прочтением которого несколько месяцев трудилась актёрская команда во главе с молодым приглашенным режиссёром Иваном Комаровым.

Четырехчасовой прогон накануне премьерного показа спектакля немного смутил неподготовленных зрителей. Однако бывалые театралы с любопытством наблюдали за тем, как действие культового романа перемещается на сцену в причудливой реальности, рожденной фантазией автора инсценировки и режиссёра.

Местом действия описанных в романе событий становится 1999 год - пара месяцев, предшествующих наступлению миллениума и предрекаемого конца света. Осовремененные персонажи "Идиота" встречаются в трамвае "девятка", на появление которого Комарова явно вдохновила саратовская действительность. На то, что городом, в котором неожиданно появляется князь Мышкин (Александр Островной), является именно Саратов, намекают и другие детали - например, открывающийся из окна вид на мост Саратов-Энгельс.

Пространство сцены поделено на несколько комнат, в которых по очереди встречаются действующие лица. За счет такого режиссерского решения возникает эффект полифонии, созвучный любимому сериалу Ивана Комарова "Твин Пикс". К кинематографу спектакль приближает и вывод происходящего на сцене на огромные экраны, один из которых показывает лица актеров крупным планом. За техническую реализацию режиссерской задумки отвечают два оператора по краям сцены, камеры которых генерируют изображение на экранах в режиме онлайн. Правда, воплощение оригинальной идеи в жизнь не обходится без побочного эффекта - в большинстве сцен лица актеров обращены на камеры, а не в зрительный зал, а публике на первых рядах приходится задирать голову, чтобы следить за видеорядом.

"Идиот" вообще буквально напичкан мистическими деталями и аллюзиями на культовое детище Дэвида Линча. Среди сменяющих друг друга сцен мелькают и трупы, и леденящая кровь мистика. Для усиления сходства с триллером в сюжетную ткань повествования Комаров вводит нового персонажа - Девочку в маске утенка (Алиса Каляпина, Соня Родина), которая, замечаемая только Настасьей Филипповной (Зоя Юдина), выгуливает по сцене жутковатую куклу, а князь Мышкин, как и линчевский персонаж агент Купер, не расстаётся с диктофоном, делясь с кем-то невидимым впечатлениями дня. Кардинальному переосмыслению подвергается и персонаж Екатерины Локтионовой - телеведущая Лада Голд (она же Аделаида Епанчина). Именно из уст развязной светской львицы зрители и узнают о грядущем светопреставлении. Правда, применительно к происходящему на сцене это известие, скорее, радует, чем пугает.

Эпатаж, которого многие ждали от Ивана Комарова после премьеры его неоднозначной "Анны Карениной", в "Идиоте", по всей видимости, ограничивается тем, что персонажи Федора Достоевского не стесняются выражать эмоции с помощью ненормативной лексики.

"Еперный карась! Ты че, князь?" - не жеманясь, восклицает Настасья Филипповна при знакомстве с Мышкиным. "Елки! Это че - пианино, блин?" - удивляется она же.

В остальном же история развивается и двигается к своему мрачному финалу в соответствии с сюжетной линией романа. Вот только в камине едва не сгорит более актуальная для нулевых валюта - сто тысяч долларов. 

Идиот 1

Идиот 2

Идиот 3

Идиот 4

Идиот 5

Идиот 6

Идиот 7

Идиот 8

 

Фото автора

Подписывайтесь на ТелеграфЪ

Поделиться

Ранее в рубрике