В Саратове не все зрители смогли попасть на спектакль с участием Павла Табакова
Однако столичные актеры пообещали вернуться
Екатерина Вельт | 03 Октября, 2025 13:29
Вчера показом премьерного спектакля “Зеркало” в Саратове стартовала серия театральных показов в рамках четвертого культурно-образовательного проекта-фестиваля “Уроки Табакова”, который в этом году посвящен знаменательной дате - 90-летнему юбилею величайшего артиста и педагога Олега Табакова.
Символично, что театральную программу на сцене саратовского драмтеатра открыл столичный независимый театр “Пространство “Внутри”, в постановке которого задействован сын Олега Павловича Павел Табаков. Перед встречей с саратовской публикой Табаков-младший, а также драматург, режиссер и художник “Зеркала” Савва Савельев ответили на вопросы журналистов.
В свой очередной визит на малую родину отца актер успел прогуляться по набережной и проспекту Столыпина, перекусить в местных заведениях общепита, наведаться в музей саратовского калача, неразрывно связанный с именем Олега Табакова Дворец творчества детей и молодежи, побывать на посвященной жизни и творчеству мэтра выставке в Радищевском музее и навестить дядю.
Пока Павел - первый из состава звёздной семьи, кто успел побывать в Саратове в этом году. Его сестра Мария не смогла приехать на фестиваль из-за большой загруженности по учебе в вузе. А вдова Табакова Марина Зудина выйдет к саратовским зрителям 8 октября в литературно-музыкальной программе Проекта Чтения со смыслом “Петрикор” по одноименному рассказу Ирады Берг.

Харизматичный и улыбчивый Павел охотно поделился воспоминаниями о недолгой совместной театральной работе с Олегом Павловичем.
“Нам удавалось разделять моменты, когда мы были партнёрами и когда мы были отцом и сыном. Достаточно рано я начал называть его Олег Павлович, потому что было бы некрасиво при студентах, при однокурсниках говорить ему “папа”. И дома, когда я возвращался из общежития, я тоже называл его Олегом Павловичем. А на сцене с ним было очень комфортно. Конечно, он пытался что-то продавливать, но мы с ним пересекались, в основном, в спектаклях Константина Юрьевича Богомолова, который не очень любил, когда что-то импровизируют. Олег Павлович мог себе это позволить, а я - нет. Жалко, что не так долго был у меня этот опыт. Не скажу, что он был для меня цензором. Он был критиком, был педагогом. А педагог должен критиковать. Я был не самым успешным студентом до третьего-четвертого курса, а потом как-то пошло”, - соткровенничал Павел.

В своей профессии молодой актер привык руководствоваться принципами, которые в свое время прочно привил ему отец.
“Надо не стесняться быть глупым, смешным, всецело оставаться верным делу и отставлять работу за порогом, когда возвращаешься домой. Работа - это работа, она идёт 12 часов, максимум, 15, а потом ты должен оказаться у себя дома. Главное - понимать, что есть работа и есть обычная жизнь. У меня это, я надеюсь, получается”, - рассказал Павел.
Попутно артист раскрыл секреты, которые помогают ему восстановить силы после напряжённого трудового дня.
“Приготовить что-нибудь - а я люблю готовить, в этом есть что-то медитативное. Кино хорошее посмотреть, в компьютер поиграть часик. Ребенка потискать - своего, а не чужого. И восстановился”, - с улыбкой рассказал Табаков-младший.
Для коллектива молодого театрального проекта, нескромно называющего себя “лучшим независимым театром Москвы”, приглашение поучаствовать в приуроченном к юбилейной дате фестивале “Уроки Табакова” стало важным событием.

“Это большая честь для нас и большая ответственность, потому что Олег Павлович Табаков для всех нас является большим учителем и ментором. И даже сейчас, когда Олега Павловича нет с нами, мы все равно чувствуем, что он с нами есть. По каким-то вопросам мы с ним советуемся: где-то вспоминаем его какие-то фразочки, и его жизненные принципы нам помогают в работе и жизни вообще”, - не стал скрывать Савва Савельев.
Однако стадия переговоров с организаторами проекта омрачилась небольшим недоразумением - артисты, привыкшие к динамичному столичному ритму, слегка огорчились, когда их попросили выступить для саратовских зрителей всего один раз. В Москве спектакль “Зеркало”, который затрагивает злободневные темы и обращается к аудитории на понятном ей языке, играют дважды в день три дня подряд - в 6 и в 8 часов вечера.
“Мы были бы счастливы, если бы могли привезти этот спектакль в Саратов ещё один раз. Зал маленький, всего сто человек, а нам написало гигантское количество людей, которые хотели увидеть спектакль, но у которых не было ни единой возможности купить билеты. Мы смотрим, что здесь у вас большая сцена, и мы бы с удовольствием вернулись, потому что хочется, чтобы как можно большее количество жителей Саратова имели возможность этот спектакль посмотреть. Надеюсь, что мы ещё вернёмся в Саратов”, - выразил надежду Савельев.
История, выросшая из двух культовых произведений Генриха Белля и Курта Воннегута, происходит в замкнутом пространстве небольшой мюнхенской квартиры. Изначально спектакль задумывался специально для камерной обстановки, но, как признался драматург и режиссер, с лёгкостью может адаптироваться под пространство большой сцены.
“Это, скорее, актерская штука. Когда актеры привыкают играть в маленьком пространстве, это требует от них определенных энергозатрат - можно потише говорить, ты видишь лица зрителей, глаза, ты видишь реакции. А когда это большой зал, его надо пробивать, его надо брать. И, конечно, здесь надо подключать другие внутренние мощности. Но в Александринском театре, на новой сцене, летом этого года мы сделали эксперимент и немного увеличили эту “квартиру” - чуть увеличилось количество шагов, которые герои должны совершать, чуть поярче надо какие-то сцены играть. Но смыслы не ушли. Я всегда говорю: “Если в спектакле есть смыслы, и если авторы для себя эти смыслы формулируют, то, что работает на малом пространстве, сработает и на большом”. Отсутствие смысла - вот то, что не спасти ни малой сценой, ни большой”, - уверен Савва Савельев.
Фото автора
