В Марксе из-за минометов едва не взорвался заводской цех

Оружие и боеприпасы для фронта изготавливали без перерыва и с риском для жизни

Екатерина Вельт | 22 Апреля, 2025 12:22

В Марксе из-за минометов едва не взорвался заводской цех

Нападение фашистской Германии на Советский Союз в одночасье перевернуло жизни тысяч саратовцев. Страшное эхо войны докатилось и до Маркса, превратив размеренное существование жителей уездного городка в годы самоотверженного труда, выстраданного слезами, потом и верой в победу.

С началом Великой Отечественной войны мужское население Марксовского района, как и других уголков Саратовского края, изрядно поредело. Остававшиеся на селе накануне крупной уборочной кампании старики, женщины и дети, почти без техники и лошадей, не могли в полной мере обеспечить потребности сельского хозяйства. На помощь пришло эвакуированное население из Орловской и Курской областей, а также Украины. Только в первый год войны в Маркс прибыли 918 эвакуированных хозяйств. В уборку урожая активно включились и добровольцы - городские жители.

В Марксе и близлежащих селах повсеместно проходили патриотические митинги, воспитывающие в населении трудовой героизм. Так, например, на одной из таких акций колхозники села Александровка пообещали досрочно выполнить все госпоставки. Чтобы помочь бойцам Красной Армии, крестьяне ещё в самом начале войны отправили на фронт 10 овец и 50 килограммов масла.

Многие труженики активно оказывали помощь армии деньгами, собирая средства на покупку боевых самолётов. Настоящей легендой марксовской земли стал бригадир колхоза «Красная наука» Федор Бунин, воспоминания о котором бережно хранятся в местном музее. На вырученные от сдачи зерна, муки и скота средства крестьянин приобрел боевой самолет и лично ездил в Саратов, чтобы вручить подарок летчику Сталинградского фронта. Председатель того же колхоза Фирс Афанасьев на заработанные сельскохозяйственным трудом деньги купил и подарил фронту танк.

Параллельно шел сбор теплых вещей для красноармейцев: помимо вязаных носков, штанов, варежек и других необходимых для бойцов предметов одежды на фронт отправлялись приятные гостинцы - кисеты с махоркой.

Местным школам приходилось работать в три смены, так как за парты села не только марксовская ребятня, но и дети беженцев. При этом школьникам было нужно найти время и для уроков, и для помощи взрослым на заводах и в поле.

Примечательна история местного завода «Коммунист», который перед началом войны был известен как одно из лучших машиностроительных предприятий страны, но всего за месяц полностью перестроился и наладил выпуск продукции военного назначения. Так как большую часть коллектива завода составляли поволжские немцы, предприятию стоило огромных трудов оправиться после того, как свыше 90% процентов рабочих подверглись депортации. Однако на места высланных из Поволжья немцев пришли рабочие, эвакуированные из Мелитополя, Краматорска, Харькова, Людиново и других городов, на территорию которых пришла война, машиностроительных предприятий. Каждый день тружеников встречал висевший на проходной и мотивирующий на трудовые подвиги плакат с надписью «Все для фронта, все для Победы».

120-мм миномет

 

Всего за неделю главный инженер завода сумел наладить производство 120-миллиметровых минометов, ручных гранат Ф-1 и запасных частей к танкам Т-26 и БТ. Также на заводском конвейере изготавливались дизельные агрегаты для зарядки аккумуляторов подводных лодок определенных модификаций. На протяжении всей войны завод наращивал выпуск военной продукции, несмотря на острый дефицит рабочей силы, нехватку металла, топлива и электроэнергии. Уже весной 1942 года среди рабочих начало разворачиваться межбригадное и межцеховое соперничество. Также в производство активно внедрялись рационализаторские идеи, реализация которых способствовала увеличению выпуска продукции при минимизации ресурсных затрат. Параллельно набирало обороты и популярное в то время движение многостаночников, а также двухсотников, трёхсотников и даже пятисотников - рабочих, многократно перевыполнявших планы по выпуску изделий. Самые усердные труженики не отходили от станков по 14-16 часов в день.

Однако осенью 1942 года передовой марксовский завод едва не прекратил свою работу: разбомбленный фашистской авиацией в Саратове нефтеперегонный завод перестал поставлять в Маркс масло для закалки деталей. В результате на «Коммунисте» один за другим начали останавливаться цеха. Однако рабочие завода сумели найти выход из создавшегося положения и снова вывести предприятие на работу в полную мощность: минометные плиты вместо масла начали закаливать в баке с нефтью.

Во время одной из таких закалок огромных плит на производстве вспыхнул пожар - нефть воспламенилась, выплеснулась в цех, и рабочим пришлось тушить огонь песком, чтобы не допустить взрыва и полного разрушения цеха. К счастью, ЧП удалось предотвратить: когда возгорание было потушено, закаливание плит продолжилось, хотя в закрытом помещении нечем было дышать, воздух раскалялся до 40 градусов и выше.

Директор завода Коммунист в Марксе

 

Суровые условия труда заводских рабочих в некоторой степени компенсировались заботами директора «Коммунист» Ивана Лисина. Будучи крепким хозяйственником, он горячо интересовался бытовыми условиями своих сотрудников, а в голодные годы даже выступил инициатором создания собственного подсобного хозяйства при предприятии, получившим известность колхоза при заводе. Однажды, когда рабочие заболели цингой, директор распорядился самолётом доставить в Маркс лечебный морковный порошок, который поставил на ноги и заводчан, и подхвативших цингу простых жителей Маркса.

По мере усложнения ставившихся перед заводом задач, предприятие все острее ощущало нехватку рабочих рук.

«В цехах трудились и старики, и дети фронтовиков. Чтобы дотянуться до токарного станка, многим девчонкам приходилось взбираться на ящики из-под снарядов. Но дело осваивали быстро. 14-15-летние ребятишки уже через неделю выполняли норму», - рассказали в Марксовском краеведческом музее.

Подписывайтесь на ТелеграфЪ

Поделиться

Ранее в рубрике