Сегодня отмечается День козла
Отношение к рогато-бородатым парнокопытным, пожалуй, одно из самых противоречивых.
Георгий Корнилов | 21 Октября, 2024 08:03
У некоторых древних народов козлов включили в божественный пантеон и им поклонялись. Но со временем рогато-бородато-копытное животное обросло помимо шерсти еще и ворохом крайне неприятных суеверий. И очистить свое доброе имя козлам не удается по сей день. Возможно, необычный праздник, который отмечается 21 октября, появился в календаре как раз для того, чтобы напомнить людям: именно они назначили это животное символом греха и порока, но козлы - всего лишь дети природы, такие же как и человек.
Почитание козлов можно встретить в мифологиях различных народов. Так в древнегреческих верованиях младенца Зевса вскормила коза Амалфея, из шкуры которой позднее был изготовлен знаменитый щит Эгида. А стадам, лесам и полям покровительствовал бог Пан с мордой и ногами козла. В древнеримском пантеоне у него был двойник Фавн.
Благодаря похотливому нраву козел у многих народов считался символом плодородия. Хотя до уровня верховных божеств он добрался только в Греции и Риме. В большинстве же верований козлы служили своим мифическим повелителям, как например, впряженные в колесницу Тора козлы Тангниостр и Тангриснир. Везли козлы также колесницы литовского Перкунаса, славянского Перуна, прусского Пушкайтса и многих других индоевропейских богов-громовежцев.
Во многих религиях именно козлов выбирали в качестве жертвы для дарования богам.
Особым уважением козлы пользовались у кузнецов благодая своей крови с максимальным по сравнению с другими животными содержанием железа. Поэтому закаленные в ней металлические изделия приобретали дополнительную прочность.
Эпоха почитания козлов закатилась с распространением христианства. В Библии описывается ритуал Йом Кипур (день искупления), когда в Иерусалимский храм приводили двух жертвенных козлов одинаковой масти. Первосвященник бросал жребий, после чего одно животное приносили в жертву, а на голову другого он возлагал руки и исповедовался в грехах сынов Израиля, тем самым перенося человеческие грехи на рогатого. После этого ритуала «козла отпущения» уводили в пустыню и там оставляли или сбрасывали со скалы для демона Азазеля.
А в Евангелие от Матфея повествуется, что с приходом Сына Человеческого соберутся все народы, и «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». В этой притче овцы символизируют верных верующих, в то время как козлы обозначают неверных.
И так козлы из символа плодородия стали нечистыми и непристойными, а позже и вовсе ассоциироваться с дьяволом. Добавила негатива в козлиный имидж средневековое искусство. Еще в 1400-х годах ведьмы изображались обнаженными и сидящими задом наперед на козлах. Позднее, в начале 1800-х годов Франсиско де Гойя написал картину «Шабаш ведьм, или Великий козел», где толпа ведьм поклоняется черному козлу, облаченному в черные одежды. В этом облике предстает сам дьявол. Закрепил за козлом демонический ареол окультист Элифас Леви, который в середине 19 века изобразил на карте Таро демона Бафомета с человеческим торсом и козлиной головой.
Негатива имиджу рогато-бородато-копытных добавили мясники. На мясокомбинатах, когда еще не существовало электрического забоя, имелась должность «козел-провокатор». Запах крови приводил в ужас привезенных на убой баранов и овец. Дабы прекратить панику, в стадо запускался штатный абсолютно спокойный козел, и перепуганное стадо следовало за ним к маленькому лазу из загона, за которым провокатора ждало лакомство, а всех остальных - смерть. Позднее подобное амплуа закрепилось за работающими на полицию провокаторами в тюрьмах.
Тем не менее некоторым козлам удалось построить более перспективную карьеру. Так кашмирский козел Уильям Виндзор официально состоит на службе Ее величества в валийском королевском полку и носит звание капрала. По слухам, эта традиция зародилась во время войны США за независимость, когда козел, содержавшийся при британском полке, случайно выбежал первым на поле боя и, как бы, повёл за собой всё войско. В Первую мировую таким «козлом полка» был Тэффи IV, и вскоре традиция обросла множеством ритуалов.
Различные ипостаси животного, в том числе связанные с ним суеверия, раскрывает действующий в Твери Музей Козла. Здесь представлено более 6 тысяч экспонатов, связанных с рогато-бородым (неофициальным символом города): монеты, игрушки, фигурки, ювелирные украшения и многое другое. Музей рассказывает, какое значение имел образ козла для разных народов в разные исторические периоды, а также раскрывает емкость самого слова «козел», под которым далеко не всегда подразумевается парнокопытное животное.
Сегодня также отмечаются:
- Дeнь вымышлeннoгo пpaздникa;
- Дeнь цeмeнтa;
- Дeнь дeлoвыx жeнщин в Ρoccии;
- Дeнь бoлтунa;
- Дeнь paзнoцвeтныx зoнтoв;
- Пpaздник paзумa;
- Дeнь лaбиpинтa;
- Мeждунapoдный дeнь peгулиpoвки cвoeгo cтулa;
- Вceмиpный дeнь пpoфилaктики йoдoдeфицитa.