Саратовский мастер-самоучка возрождает секреты изготовления царской посуды
В золотых руках зелёный мусор превращается в предметы искусства
Екатерина Вельт | 05 Ноября, 2025 17:11
Житель Аткарска Николай Максимов на пенсии не сидит без дела: каждый день в своей мастерской он превращает обыкновенные куски дерева в сказочно красивые фруктовницы, сахарницы и вазы. Слава о золотых руках мастера, в совершенстве владеющего редким старинным ремеслом, уже давно вышла далеко за пределы Саратовской области, знают о нем даже за рубежом, ведь его изделия привносят в домашний интерьер не только гармонию и уют, но и частичку души.
Производством уникальной деревянной посуды аткарский мастер занимается уже больше 20 лет - с тех пор, как, выйдя на заслуженный отдых, решил, наконец, заняться подлинным творчеством. Смежное со своей, полученной еще в юности на заводе, профессией фрезеровщика ремесло токаря мужчина освоил сам. И настолько увлекся им, что на много лет превратил обработку древесины в источник дохода - изготавливал на заказ двери и оконные рамы. Все инструменты для работы по дереву, включая токарный станок, Николай Максимов смастерил из металла сам. На сделанном под себя оборудовании, уверяет мастер, работается и быстрее, и легче. Не случайно первой деревянной вещицей, вышедшей из-под самодельного токарного станка, стала ручка для напильника.
«Токарничать меня никто не учил - мне это самому интересно. Начинал с простого. Потом стал развиваться. Но делать одно и то же мне скучно. Поэтому каждый раз я что-то меняю», - рассказывает мастер.

В последнее время аткарчанин увлекся изготовлением комбинированных предметов из разных пород дерева и посуды с использованием эпоксидной смолы. Такие работы получаются ажурными и очень нарядными, но сложная техника требует времени - иногда на изготовление одной вазы может уйти целая неделя, проведенная за станком.
«Берешь какой-нибудь невзрачный сучок, делаешь форму, заливаешь смолой, а потом обрабатываешь, и получается очень красиво. Но у меня в голове никогда нет определенного плана. Например, у художника всегда есть замысел, а я не вижу “картину”, пока не начинаю работать. Начинаешь обрабатывать дерево, и что-то само собой вырисовывается: где-то попадается сучок, где-то - какая-нибудь щербинка. Наверное, это и есть творчество», - рассуждает Николай Максимов.

В свои 73 года Николай Иванович проводит в мастерской, оборудованной в гараже, почти каждый день. Недостатка в материале для работы у него нет - как правило, в ход идут отходы от сезонной обрезки деревьев в городском парке.
«Мне интересно, чтобы они были разноцветные. Например, ясень даёт свою текстуру, липа - она без рисунка, чисто белая. А яблоня хорошо полируется. Когда листва опадает, примерно в эту пору, я еду на машине и ищу как или сувель - это такие наросты на деревьях, которые дают необыкновенную красоту. В старину из сувели делали царскую посуду. Ее тяжело не только обрабатывать, но даже спилить - простая ножовка с ней не справится, потому что она очень жёсткая», - говорит Николай Иванович.

За годы работы из-под рук токаря появились на свет сотни неповторимых деревянных вещиц. Многие из них, как, например, недавно подаренные жене изящная вазочка и резной набор для специй, украшают собственный дом мастера; другие обитают в семьях детей, внуков, знакомых и друзей.
Примечательно, что в большой семье Максимовых особая любовь к дереву прижилась и даже стала передаваться по наследству - в Саратове столярным ремеслом занимается внук Николая Ивановича, решивший пойти по стопам деда и отца-столяра. А вот учеников, готовых перенять секреты изготовления узорной посуды, в родном Аткарске у главы семейства так и не нашлось. В теплое время года расположенная на берегу Аткары токарная мастерская не пустует, пользуясь заслуженной любовью горожан и охотно наведывающихся в гости к мастеру туристов. Вот только учиться резьбе по дереву молодые люди не хотят, ведь кропотливая работа требует упорства и усидчивости.





Фото Николая Максимова
