Саратовцам рассказали, почему нельзя свистеть на борту "Валдая"
Речные суеверия не утрачивают своей актуальности и в современном мире
Георгий Корнилов | 31 Июля, 2025 07:21
С каждой профессией связаны определенные суеверия. И чем опаснее специальность, тем большим количеством табу и легенд она обрастает.
Пожалуй, одни из наиболее насыщенных многочисленными поверьями являются профессии, связанные с судоходством. И на то есть веские основания - в средние века без современных навигационных приборов, прогнозов погоды, точных карт, знаний о течениях и циклонах оставшаяся один на один с водной стихией команда преодолеть маршрут без эксцессов могла только при помощи чуда.
Современные мореплаватели и речники уже не так беззащитны перед природой - суда стали более прочными и технологичными. Эхолоты подробно показывают ситуацию в водоеме под днищем, анеморумбометры измеряют скорость ветра и определяют его направление, картплоттеры помогают прокладывать оптимальные маршруты... но порой погода подбрасывает такие сюрпризы с проверкой на прочность команды и судна, что вновь приходится вспоминать секреты предков. Поэтому, как говорится: на корабельный гаджет надейся - а про приметы не забывай.
Свои суеверия и ритуалы имеются и у команд новых скоростных «Валдаев», бороздящих волжские просторы между Саратовом и Балаково. Одно из них предостерегает от свиста на борту. Дело в том, что звук свиста напоминает вой ветра. И, соответственно, велик риск привлечь на путь судна сильный ветер, а то и шторм.
Каждый судовладелец во все времена знает, что относиться к своему кораблю следует как к одушевленному существу. Ведь не зря испокон веков было принято давать судам имена. В наши дни хотя любое плавсредство получает регистрационный номер, который наносится по обоим бортам, большинство капитанов предпочитают помимо официального цифрового имени давать своему верному способному ходить по воде товарищу еще и настоящее имя. Например, первых «Валдаев», которые трудятся на маршрутах в текущем навигационном сезоне, назвали в честь Юрия Гагарина и Петра Столыпина. Следующие три судна получат имена Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны, уроженцев нашей области - Ивана Панфилова, Виктора Талалихина и Василия Клочкова.
А еще вряд ли кто поспорит, что с друзьями принято здороваться. И водоходный товарищ - не исключение. Любой капитан знает, что как только поднялся на борт, первым делом следует поприветствовать свой корабль как живого человека. Кроме того, о своем судне надо заботиться, относиться к нему с уважением, и тогда оно обязательно ответит тем же и будет верой и правдой служить десятилетиями, а то и веками.
Отмечают команды и разные характеры теплоходов. По словам капитана-механика Андрея Лукашина, «Петр Столыпин» - надежный товарищ, однако иногда любит спорить. А вот «Юрий Гагарин» - утверждает капитан-механик Андрей Феофанов - улыбчивый работяга.
Как и человек, любое судно проживает определенные периоды, сталкиваясь с некоторыми возрастными особенностями. Время нежной юности сопряжено у теплоходов с «детскими болезнями». Как правило, затрагивает оно первый навигационный сезон, требующий периодической регулировки различных механизмов. И если строго соблюдать календарь «корабельных прививок», прислушиваться ко всем «детским всхлипам и плачам», судно успешно пройдет данный возрастный этап, проскочит подростковую протестность и войдет в осознанную и ответственную зрелость.