Российских учёных поразила замусоренность саратовских берегов

Среди находок участников юбилейной плавучей экспедиции - шина и осколки метеорита.

Екатерина Вельт | 09 Июля, 2024 11:17

Российских учёных поразила замусоренность саратовских берегов

Вчера саратовцы встретили прибытие научно-просветительской экспедиции “Флотилия плавучих университетов” Гагаринского университета - традиционной научной экспедиции, которая в этом году состоялась в десятый по счету раз. Правда, учёные уже подумывают о том, чтобы на будущее сделать корабельные изыскания вдоль волжских берегов менее регулярными и проводить их с интервалом в год - все потому, что накопившийся в результате прошлогодних вылазок объемный материал нуждается в систематизации и до сих пор не нашел отражение в бумажных трудах.

Изначально проект с любопытным форматом задумывался с профориентационной целью - как средство привлечения абитуриентов на новые специальности Политеха. Но идея очень быстро стала настолько популярной, что участниками плавучих научных вылазок стали не только молодые учёные, но как, посмеиваясь, утверждают организаторы, весьма разношёрстная публика - “от пионеров до пенсионеров”.

В этом году проект был посвящен 250-летию со дня окончания Больших академических экспедиций, которые завершились трагически для их руководителей. Участие в плавании на постоянной основе приняли порядка 80 человек.

Флотилия 2

 

“Каждый год мы планируем маршрут экспедиции. Сначала определяем научные интересы, смотрим, кого из учёных можно зазвать в нашу Флотилию. В результате складывается круг интересов конкретного полевого сезона. Под него выбираем точки, которые планируем посетить - так, чтобы они были максимально интересны всем. После этого начинается планирование потребностей по технике и логистики”, - поясняет руководитель экспедиции, кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры Тамбовского государственного технического университета Алексей Иванов.

Теплоходы для экспедиции арендуют в Сызрани, Камышине, Волгограде и Саратове.

“Нам не нужны комфортабельные суда. Оптимальны пароходы типа “Ярославец” класса “река-озеро” и “река-море”, которые имеют возможность прохождения шлюзов, могут плавать по водохранилищам и зайти в малую речушку, не опасаясь сесть на мель, хотя у нас такое часто бывает. Финансирование осуществляется с миру по нитке. Если интерес научный, может сработать научный грант. Но мы готовы брать не только деньгами. Можно тушёнкой. Аграрный университет нам выдавал продуктами. Говорю им: “Тонну яблок отгрузите?” “Яблоки ещё не совсем поспели”. Поэтому взяли консервами - у них свой консервный завод. Но мы собаку съели на работе с векселями. И даже шоколадками с нами расплачивались. Вместимость парохода небольшая, до сорока человек, а каюты, в основном, хозяйственные. Я сам сплю просто на палубе. Те, кто не помещается на теплоходе, спит в палатках на берегу. Раньше мы каждый день выискивали новую стоянку. Но потом поняли, что лучше использовать систему базовых лагерей: сразу запускаем массу дров, воды, и оттуда радиальными маршрутами простреливаем район”, - раскрывает внутренние секреты Иванов.

Помимо научно-исследовательской деятельности команда проводит масштабную эколого-просветительскую работу, во время стоянок занимаясь уборкой и сортировкой мусора на территории лагеря. Доходит до курьезного: в этот раз учёные обнаружили в прибрежных зарослях Широкого Буерака и, приложив немалые усилия, втащили на палубу … колесо.

Флотилия 3

 

Но, к сожалению, пока мусора не становится ощутимо меньше. “Мы стояли в одной и той же точке Саратова в 2021 году и сейчас. Волонтерский отряд приучил нас к тому, что всю площадь лагеря - а он протянулся вдоль Волги метров, наверное, на двести - нужно полностью очистить от мусора. В 2021 году мы выбрали там все, до последнего кусочка пластика. А в этом году набрали ещё половину от всего мусора, который привезли. Скорость накопления отходов произвела на нас сильное впечатление”, - признается Иванов.

В этом году работа передовых отрядов строилась сразу в нескольких направлениях. В частности, одна из автомобильных групп осуществляла поиски шлейфа Саратовского метеоритного дождя, который упал на территории региона более ста лет назад. На данный момент необходимые пробы отобраны и ждут сейсмического анализа на предмет содержания в них космического материала. Другим незаурядным событием экспедиции этого года стало первое в истории заседание академической комиссии РАН по изучению наследия выдающихся учёных в полевых условиях - прямо на борту судна.

“Мне, как преподавателю, очень понравился новый жанр - читать лекции по геологии с борта судна, используя в качестве иллюстрации проплывающие берега”, - рассказал Алексей Иванов.

Сейчас в рамках проекта готовится издание альбома с работами художников Саратовского художественного училища имени А. П. Боголюбова, созданными ими в ходе экспедиций.

Флотилия 1

Флотилия 4

 

Фото автора и "Зелёного быка"

Подписывайтесь на ТелеграфЪ

Поделиться

Ранее в рубрике