Отсутствие зависти помогло саратовчанке встретить вековой юбилей
В войну труженица тыла самоотверженно заботилась о раненых и рыла окопы.
Георгий Корнилов | 19 Января, 2024 13:45
Тяжёлая, изнуряющая работа, стоны раненых, голодные глаза беженцев и рытьё окопов - такими запомнились военные годы рано повзрослевшей хрупкой выпускнице из села Привольное Ровенского района Леокадии Токаревой.
Даже в свой вековой юбилей Леокадия Яновна помнит эти события, как будто бы они были вчера. Она сама удивляется: “Неужели мне сто лет? Это значит, сейчас 2024 год".
"Сама высчитала, получается. Я была изумлена”, - с улыбкой рассказывает дочь юбилярши Валентина Чубарова, вспоминая девиз и секрет долголетия мамы - никогда никому не завидовать.
Как и многих детей, война заставила девочку-подростка рано повзрослеть. Вместо поступления в пединститут Леокадии пришлось на пять лет стать нянечкой в прифронтовом госпитале, под который экстренно переоборудовали сельскую больницу. Девушке пришлось выполнять самую черную работу. “Работали днями и ночами. А после смены ещё ухаживали за коровами и свиньями, которых держали при больнице: ездили на сенокос, чтобы заготовить корма. По ночам по очереди дежурили на телеграфе”, - вспоминает, по рассказам матери, Валентина Викторовна.
Село не бомбили. Но над Волгой то и дело слышался самолётный гул и грохоты взрывов во время налетов вражеских бомбардировщиков на Саратов. А однажды женщины не на шутку перепугались, когда увидели круживший в небе над расположенной в Привольном лютеранской церквушкой немецкий самолёт: оказалось, что летчик из числа перебравшихся в Германию немцев Поволжья просто прилетал попрощаться со своей малой родиной. Вместе со своими младшими братьями, которых по малолетству не забрали на фронт, Леокадия ездила рыть окопы на правом берегу Волги. А ещё через село прошло немало беженцев, которые зачастую приезжали с пустыми руками, без каких-либо вещей, и отчаянно нуждались в пище и крове. Беженцам помогали всем селом, отдавали им последние вещи и носили продукты. Такой же заботой сельчане окружили и выздоравливающих бойцов в госпитале, по возможности стараясь подкармливать солдат домашней едой.
“В первые годы войны многие матери потеряли сразу по трое-четверо сыновей. И мама вместе с другими санитарками после суточного дежурства ходила по этим семьям и помогала по хозяйству, потому что убитые горем женщины зачастую теряли волю к жизни”, - рассказала Валентина Чубарова.
По окончании войны Леокадию пригласили на работу учителем в школу соседнего села Скатовка: девушка, учившаяся в Привольном в немецкой школе, хорошо владела немецким языком и долгое время преподавала его детям, а также работала библиотекарем. Молодая женщина мечтала продолжить образование, поэтому поступила и четыре года училась заочно в Московском государственном педагогическом институте иностранных языков. Но приехать в столицу на сдачу экзаменов сельской учительнице так и не удалось: продолжить карьеру помешали заботы о семье в лице мужа и троих детей, и на руках у Леокадии Токаревой так и осталась справка о неоконченном высшем образовании.
Сейчас, несмотря на солидный возраст, Леокадия Яновна живо интересуется новостями. Правда, теперь о событиях в стране и мире пожилой женщине рассказывает дочь: из-за ухудшившихся зрения и слуха пенсионерке пришлось отказаться от любых развлечений - чтения и просмотра телевизора.
Круглая дата застала именинницу в Саратове. Пожилая женщина очень скучает по родному селу, в котором провела всю свою жизнь. Зато теперь она окружена заботами дочери, а день рождения, пришедшийся на 17 января, провела в кругу семьи. В праздничный день юбилярша получила поздравительную открытку от президента Владимира Путина и необычные съедобные подарки от родственников: пышный калач и выпечку в виде юбилейной медали, изготовленные на энгельсском хлебозаводе.