От “Кармен” до “Петра Первого”: в саратовском театре достали из закромов костюмы вековой давности
Некоторые из них настолько тяжёлые, что в свое время причиняли страдания артистам.
Георгий Корнилов | 06 Марта, 2024 09:03
В фойе саратовского театра оперы и балета открылась очередная выставка сценического реквизита, исторические экспонаты которой могут о многом рассказать пытливому зрителю.
Новая экспозиция “Шедевры оперы” интересна, прежде всего, представленными на ней сценическими костюмами, в некоторых из которых актеры выступали ещё в начале прошлого века. Так самый старый костюм Тореадора из оперы “Кармен” в последний раз появлялся перед зрителями в далёком 1903 году. С этим раритетом соседствуют молодые экспонаты - пышные одеяния из оперы “Петр Первый”, которую театр поставил в 2022 году.
Всего на экспозиции представлено 12 костюмов, наиболее полно отражающих труд художника и богатство тканей. Большинство из них исторические и были пошиты индивидуально, на конкретных артистов. Но, к сожалению, из-за давности лет некоторые штампы на подкладе уже не читаются, поэтому установить принадлежность того или иного одеяния определенному солисту не представляется возможным. При этом вековые одеяния надёжно хранят информацию о своем возрасте.
Историческая одежда из уже сошедших с афиш спектаклей бережно хранится и, при необходимости, подвергается реставрации. Так, например, костюм Тореадора тоже пришлось подновить, но реставрационные работы проходили ещё в старом здании театра: предполагалось, что экспонат займет место в театральном музее.
“Костюмы из ушедших спектаклей либо консервируются, либо находят применение в других постановках, хотя такое случается не часто. Некоторые из них позволяют полностью проследить жизнь спектакля на нашей сцене. Например, опера “Борис Годунов” на нашей выставке представлена костюмами 1936, 1946 и 1976 годов”, - рассказал СИ “Телеграф” руководитель пресс-службы оперного театра Алексей Поленов.
Отдельную часть выставки занимают старинные афиши. “Мы постарались провести параллель между спектаклями, которые идут в нашем репертуаре сейчас, и которые были в репертуаре ранее. На примере афиш “Аиды”, “Кармен”, “Князя Игоря” можно видеть, как художники визуально представляли спектакли раньше, и как делают это в наши дни”, - говорит Алексей Поленов.
Примечательно, что посетителям выставки предлагается проследить весь путь появления костюма на свет, начиная от создания эскиза на примере работ художницы Елены Орловой к опере “Тайный брак”.
“Художник по костюмам готовил эскизы и прикреплял к ним образцы тканей, которые он собирался использовать для создания костюма. Уже дальше за работу брался пошивочный цех”, - объясняли в пресс-службе.
Ткани, из которых обшивали артистов более полувека тому назад, были значительно объемные и тяжелее сегодняшних. Для их изготовления использовали натуральные материалы и не жалели настоящих золота и серебра для украшения. Даже просто носить такую одежду было нелегко, не говоря уже о том, чтобы двигаться в ней по сцене.
Фото театра оперы и балета