Молодой краевед стал летописцем родного села

Над жизнеописанием села Невежкино Лысогорского района автор трудился более десяти лет.

Екатерина Вельт | 30 Ноября, 2023 00:23

Молодой краевед стал летописцем родного села

Молодой саратовский краевед Борис Зозуля презентовал труд с жизнеописанием села Невежкино Лысогорского района, над созданием которого трудился более десяти лет.

Поиски семейных реликвий

В этом году село Невежкино, в котором в настоящее время проживают около 350 человек, отмечает свое 300-летие. И лучшим подарком к юбилею стала «Невежкинская летопись», на страницах которой запечатлелись истории из жизни многих невежкинских семей. Все они принимали непосредственное участие в создании книги: делились архивными фотографиями и уникальными семейными историями, которые до сих пор пересказывают друг другу местные старожилы.

Борис Зозуля не понаслышке знаком с материалом, над которым работал. Ведь 27-летний парень и сам родом из Невежкино – здесь жили его бабушка с дедушкой, а шесть лет тому назад он решил круто изменить свою жизнь и окончательно перебрался из областного центра, в котором вырос, в родную деревню. Сначала молодой человек приехал в село, чтобы ухаживать за стариками. Но так быстро обжился на своей малой родине, что вскоре принял решение остаться навсегда.

- Я понял, что чувствую себя комфортнее в сельской местности, - признается «ТЕЛЕГРАФУ» молодой человек. – Мне по характеру больше подходит размеренный ритм жизни, без городского шума. Наверное, я чувствовал бы себя не хуже и в любой другой деревне, но все-таки здесь у меня родственники. И само село довольно жизнеспособно: в нем есть школа, детский сад, три магазина, которые даже конкурируют между собой, семь крестьянско-фермерских хозяйств, а вся земля обрабатывается.

В настоящее время Борис заведует местным Домом культуры.

- Мы очень гордимся тем, что теперь у нас есть такая книга, и рады увидеть на ее страницах имена своих родственников, названия родных улиц, - улыбается глава Большекопенского муниципального образования Марина Новикова. – И ждем продолжения.

Коренной житель села Невежкино, Марина Новикова принимала деятельное участие в создании летописи – читала черновые записи, рассказывала о дедушке, который в Великую Отечественную ушел на фронт.

Десять лет за Ильича

Скрупулезно выискивать ценные исторические факты для книги приходилось автору не только в домах невежкинцев, но и в официальных источниках – госархиве, музеях, библиотеках и даже сельской церкви, где велись метрические книги. По записям и картам прослеживал историю села, фиксировал статистику.

- Мне пришлось ходить по местным жителям и, что называется, лезть им в душу: выспрашивать фотографии, какие-то семейные истории, - говорит Борис Зозуля. – Поначалу многие неохотно делились этим со мной – наверное, сомневались в том, что у меня что-то получится. Но в итоге люди все-таки дождались эту книгу.

Автор выяснил, что, к примеру, до революции в Невежкино было целых три школы, а потом – два колхоза, которые разделили село на две половины. Во время Великой Отечественной войны около пятисот сельчан ушли на фронт. Из них половина не вернулись домой – погибли в бою и в концлагерях, пропали без вести. Во время войны в селе оставались одни женщины и дети – на их плечах, фактически, и стояло село. Женщины работали трактористами, комбайнерами, пахали на коровах, потому что быков и лошадей практически не осталось – всех отдали на фронт.

- Можно сказать, что у меня получился генеалогический сборник: я пытался собрать имена участников Первой мировой войны, Великой Отечественной войны, - говорит молодой сельчанин.

И все же едва ли не самым тяжелым периодом в жизни невежкинцев стало начало 1930-х годов, когда в село пришли голод и репрессии. Жители боялись открыто выказывать недовольство властью, но пели крамольного характера частушки.

- Например, была в ходу такая частушка: «Как в колхозе, в «Октябре», зарезали мерина – три недели кишки ели, поминали Ленина», - рассказывает Зозуля. – За нее отец так отходил плетьми девчушку лет двенадцати, что она три дня не вставала с постели. Она спела эту частушку в поле, а взрослые, которые все слышали, сказали ее отцу: «Если ты не хочешь попасть в тюрьму или быть расстрелянным, поговори со своей дочерью». И он «поговорил». Но были и другие репрессии – например, за сбор зерна «сажали».

Еще об одном случае рассказала ныне живущая старожил села. Однажды в Невежкино собрались партийные товарищи, пригласив на сход дядю рассказчицы. Тот возил на лошади председателя и ухаживал за конем и местной конюшней. Вместо мужа на собрание пришла жена, и на вопрос о том, почему ее супруг не явился на слушание важных партийных вопросов, случайно обронила, что в конюшне у него стоит свой Владимир Ильич. Когда все пошли смотреть на Ильича, оказалось, что мужчина назвал в честь Владимира Ленина коня. За это его наказали десятью годами тюрьмы.

Несмотря на обилие собранного материала, многое пришлось оставить за страницами книги. Например, целый пласт культурной жизни села – песен, обычаев, обрядов.

Фото Бориса Зозули

Подписывайтесь на ТелеграфЪ

Поделиться

Ранее в рубрике