Марина Зудина рассказала саратовским студентам про свободу, счастье и любовь к Олегу Табакову

И пожелала будущим артистам удачи и веры в себя

Екатерина Вельт | 09 Октября, 2025 16:51

Марина Зудина рассказала саратовским студентам про свободу, счастье и любовь к Олегу Табакову

Вчера, 8 октября, звёздная гостья фестиваля «Уроки Табакова», который проходит на площадке саратовской академдрамы, народная артистка России Марина Зудина встретилась со студентами саратовского театрального института и, отвечая на вопросы ребят, очень искренне и душевно рассказала о себе, Олеге Табакове, а также напутствовала будущих актеров в выбранной ими профессии.

Стоило актрисе с ее обаятельной улыбкой появиться в учебной аудитории, как студенты буквально забросали гостью вопросами. Артистка призналась, что по приезду в Саратов уже успела побывать в ТЮЗе, где посмотрела набросок спектакля по книге Олега Табакова и пообщалась с воспитанниками детской студии.

Встреча длилась около полутора часов. За это время Марина Зудина не только ответила на все вопросы будущих актеров, но даже, под бурные аплодисменты аудитории, продемонстрировала пингвина - по ее признанию, единственное животное, которое у нее получалось достоверно изобразить во время учебы в институте.

«Я сколько лет уже не показывала пингвина. Вот недавно внучке показала, сейчас тебе», - с улыбкой призналась, отвечая на вопрос студента, актриса.

Марина Зудина в Саратове 1

 

Про учебу

Поступление у меня было необычное. После восьмого класса я пошла в театральную школу, там пробыла где-то полгода и ушла. Не то чтобы там не складывалось, но и радости особой я не испытывала. Я очень хотела учиться у Олега Павловича: я  прочитала в журнале «Советский экран» статью о студии. Почему-то я была одержима этой мечтой. Я даже была в подвале и видела там два спектакля. Но, к сожалению, так получилось что Олег Павлович уже набрал курс, когда я была в десятом (классе - прим. автора). А курс - это на четыре года, и я поняла, что я к нему, к сожалению, не поступаю. Дальше я пробовала поступать в разные училища. В ГИТИСе я быстро слетела - с первого тура. В Щуке - со второго слетела. И вдруг я встречаю одноклассника из своей театральной школы, и он говорит: «А ты знаешь, Олег Павлович набирает студентов на второй курс. Он разогнал почти всех (студентов первого курса - прим. автора), оставил двоих, и у него добор».

Тогда он преподавал на заочном. И через год только мы стали очным курсом. Я узнала про это, пришла в филиал ГИТИСа. А накануне я в первый раз в жизни молилась. Я сочинила детскую молитву. У меня было ощущение, как будто поток какой-то. Я попросила: «Господи, пожалуйста, дай мне какой-нибудь знак». И когда я ехала на троллейбусе от метро, у меня был счастливый билет - и обратно.

Но то, как я поступила и ещё пара человек, было вне правил. Так мог только Олег Павлович. Основной конкурс уже прошел, и собралась группа человек двадцать - без документов, без всего, просто чтобы спросить, когда, может быть, он нас послушает. И он говорит: «Давайте, читайте». Какая-то комната пустая - там ни фортепиано, ничего нет, чтобы танцевать, петь. И нескольких человек он отобрал и сказал идти на конкурс. Это было невозможно, но ему это позволяли - он сам раздвигал рамки возможного и невозможного. У него был европейский менталитет, и он так обаятельно, так естественно это делал, что ему позволялось. Наверное, у него мышление было более широкое - для него это было возможно, а для кого-то невозможно.

 

Про работу на радио

Когда я была маленькая и ходила в школу, у меня была старая «Спидола», и я под радиоспектакли делала уроки. Моя «Спидола» была отбитая, потому что мы жили в хрущевке, а там коридоры маленькие, и меня все время заносило с этой «Спидола», и она билась об стену. Я ее заклеивала пластырем. Для меня работать в радиоспектаклях сложнее, потому что ты слышишь свой голос. А радиоспектакль - это голос.

На сцене ты тоже слышишь свой голос, но не так. А когда голос, у меня требовательность повышается. Вот Олег Павлович был великим чтецом. Но у него и склонность к этому была - он замечательно читал и прекрасно записывал спектакли. И он рано попал на радио. Первой его ролью была роль комара - он пищал. Ещё он всегда говорил, что на радио хорошо платили, что тогда для него было немаловажно. У него очень много ролей на радио. Именно с радио моя любовь к нему и началась.

Марина Зудина в Саратове 2

 

Про разницу поколений

Мы намного больше читали. Но время поменялось, и сейчас вы можете брать информацию из других источников. Мы были не столь свободны, как вы. Но бывает свобода внутренняя, и это прекрасно, а бывает свобода от того, что человек так воспитан. Это разная свобода.

И если мы не могли себе позволить в присутствии взрослых артистов ругаться матом - мы были так воспитаны, что это было исключено - то сейчас многие молодые артисты разговаривают, не всегда учитывая, кто рядом. Одно дело, когда тебе упало что-то тяжёлое на ногу - вот тут можно это простить. А когда человек начинает так говорить, мне кажется, это вульгарно, и в театре язык - это слово, и надо уметь выражать свои мысли с помощью более развернутого лексикона.

Но вы свободнее, и мне это нравится. Мне интересно, что делают молодые. Мне интересны молодые режиссеры. Мне интересна молодая энергия, интересно работать с молодыми, потому что они в чем-то смелее, они увлечённые, в них в меньшей степени присутствуют цинизм и скепсис. А я очень ценю увлеченность, одержимость профессией, желание реализовываться.

 

Про себя

Вообще я не очень думаю о себе, если честно. У меня проблема, что я все время думаю о других. Во мне очень развито чувство заботы - возможно, гипертрофированно - о своих близких. Я безумно счастлива, когда им хорошо. У меня родители живы. И я счастлива, когда счастливы они. Я не зациклена на себе. Поэтому я достаточно спокойно отношусь к каким-то оценкам.

Я делаю что-то по любви, а не чтобы кто-то что-то обо мне сказал или как-то оценил. Я счастлива, что я в жизни состоялась как женщина, как жена, как мама. И для меня это гораздо важнее, чем то, как меня кто-то оценит. Я достаточно принципиальный человек. Я никогда никому не завидовала, я вообще не знаю, что такое зависть и злость - клянусь. Я знаю, что такое раздражение и гнев.

Ещё я не просила ролей - ни разу. Один раз мне очень хотелось сыграть, я должна была сыграть, но режиссер выбрал другую актрису, и сыграла другая актриса. Для меня это было болезненно.

Есть роли, которые у меня получились, и я довольна результатом, и есть проекты, в которых я принимала участие, но к которым я спокойно отношусь и вижу все недостатки. Я не думаю, что ко мне кто-то критичнее относится, чем я к себе. У меня не завышенная самооценка - она просто трезвая.

Ещё я думаю, что я достаточно сильный человек. Достаточно много было разочарований в определенный момент моей жизни, но я вышла победителем за счёт того, что я ни на кого не обижаюсь, ни к кому не испытываю негативных эмоций. Я многое отпустила, простила и живу свою жизнь так, как считаю нужным.

 

Чему пока не удалось научиться

Я до сих пор не научилась нужной наглости, когда абсолютная уверенность в себе даёт большую свободу. У меня бывает, что я это чувствую, но не всегда. Я достаточно скромно всегда себя вела. Играя главные роли в кино, я никогда это не демонстрировала своим однокурсникам, мы были на равных.

Я никогда не вела себя, не будучи женой Олега Павловича, как жена художественного руководителя. Мне это было не интересно. У меня внутри есть комплекс полноценности. Меня любили родители, меня любили режиссеры, меня любил мой муж. У меня не было каких-то комплексов, поэтому мне не надо было самоутверждаться за счёт своего положения. У меня были дети, было хозяйство - мне было, чем заполнить свою жизнь, помимо работы. Я никогда не хотела переиграть все главные роли. Потому что надо ещё успевать жить и восполняться, чтобы выйти на сцену и, как говорил Олег Павлович, «покрыть зрительный зал».

Марина Зудина в Саратове 3

 

Про Табакова

В театре он и для меня, и для сына всегда был Олегом Павловичем - и руководителем театра, и партнером. Но мне было легче. Я не боялась сразу не выдавать результат. Мне не надо было стараться ему нравиться и показывать, что я могу. Я могла спокойно пробовать.

Молодым артистам было сложнее - каждый раз это был немножко экзамен. Понравится Олегу Павловичу или не понравится? Все знали, что Олегу Павловичу нужно было перед спектаклем поспать час. Он старался делать это всегда, чтобы быть отдохнувшим и иметь силы, потому что он очень много работал. И он любил делиться своим жизненным опытом. Он очень много рассказывал - про себя, про детство, про бабушек, про дедушек.

 

Про совмещение работы и личной жизни

Здесь помогало то, что я жена Олега Павловича. Он иногда учитывал, что у меня дети, и мог дать мне побольше поспать, перенеся репетиции на попозже.

 

Про уроки Табакова

Основной урок - что в жизни и в профессии надо рассчитывать только на себя. И ещё - понимать, что люди, к которым ты очень хорошо относишься, не всегда так же относятся к тебе. Жизнь продолжается - несмотря на какие-то неудачи, проблемы и разочарования. И если сегодня черная полоса, завтра все равно будет белая. Надо верить, что все будет хорошо. Это как когда детям читаешь сказки, которые все с хорошим концом. Почему я полюбила и периодически пересматриваю фильм «Москва слезам не верит»? Потому что хочется, чтобы все дальше в жизни было только лучше. А если ты в это веришь, то это уже надежда на то, что, может быть, так оно и будет.

 

Напутствие саратовским студентам

Хочу пожелать веры в себя и удачи. Удача очень важна для артиста. Желаю вам встретить на своем пути талантливых людей, не терять интереса к жизни и понимать, что у всех свой возраст реализации. Закончить институт - не значит состояться в профессии. Кому-то раньше везёт, кому-то позже. Есть актеры, которые только после сорока стали узнаваемыми, популярными. Надо уметь ждать и переключать свое внимание в эти периоды на что-то другое - заниматься танцами, вокалом, что-то придумывать. Главное - сохранять себя в хорошей физической и внутренней форме - не обозлиться ни на кого, не разочароваться. Если все время будете в негативе, то и будете притягивать негатив. Верьте в себя - мне кажется, это самое ценное.

Общение оказалось настолько живым и продуктивным, что директор театрального института Роман Сопко был вынужден завершить мероприятие. Однако авторы лучших, по мнению гостьи, вопросов были вознаграждены - Марина Зудина вручила счастливчикам конверты с выпущенными лимитированным тиражом марками и фотографиями Олега Табакова с цитатами маэстро.

Марина Зудина в Саратове 4

 

Фото автора

Подписывайтесь на ТелеграфЪ

Поделиться

Ранее в рубрике