Кровь, пот и бессонные ночи: балашовцы дорого заплатили за победу в Великой Отечественной войне
В городе госпиталей лечили раненых, ремонтировали бомбардировщики и отцепляли горящие вагоны
Екатерина Вельт | 14 Апреля, 2025 17:55
Известие о начале Великой Отечественной войны в мгновение ока изменило размеренную жизнь четвертого по величине города в Саратовском крае, Балашова, и его жителей. Мирное население испытало на своих плечах все тяготы и ужасы войны, но сплоченным самоотверженным трудом помогло приблизить победу.
До начала войны в городе на Хопре находились сразу несколько крупных производств: водочный и кирпичный заводы, мельничные заводы, элеватор, горпромкомбинат и наиболее крупный из всех обозостроительный завод №17, который выпускал конные повозки. Однако уже летом 1941 года городские предприятия начали испытывать нехватку рабочей силы, так как большинство рабочих ушли на фронт: только в первые дни войны в ряды Красной Армии были мобилизованы около 4 тысяч мужчин из райцентра, а всего за 5 лет войны под ружье встали почти 30 тысяч жителей Балашовского района. В итоге на заводах был многократно увеличен рабочий день, а за станки взамен ушедших на войну мужчин встали подростки, женщины и пенсионеры. К концу 1942 года на производство в целом по Саратовскому краю добровольно пришли 23 тысячи домохозяек, а доля женского труда в саратовской промышленности выросла до 57%.
С первых же дней войны большая часть балашовских предприятий перешла на выполнение военных заказов. Наравне с другими производствами в выполнение плана активно включился и эвакуированный в Балашов из Киева завод «Арсенал», на работу в который пришли и местные жители. Завод ремонтировал и отправлял на фронт винтовки, минометы, станковые и ручные пулеметы, автоматы и карабины, выпускал запасные части для разного рода вооружения.
На Балашовской авиарембазе рабочие трудились с 8 утра до 10 вечера. В июле 1941 года коллектив предприятия успешно выполнил чрезвычайно сложную задачу – за две недели собрать, отремонтировать, облетать и отправить на фронт 189 бомбардировщиков, которые в разобранном виде несколькими эшелонами поступили на главную железнодорожную станцию Балашова. Всего Балашовская авиарембаза производила ремонт и сборку 25 типов самолетов.
Другие заводы и артели в короткие сроки наладили выпуск и отправку на фронт самой разнообразной продукции: бутылок с зажигательной смесью, кавалерийских седел, походных кухонь, военных повозок, знамен, шинелей, головных уборов, телогреек, валенок и другого обмундирования и снаряжения. Местные мельзаводы без остановки выпускали хлеб для фронта - бесперебойную работу цехов обеспечивали женщины и подростки, которые трудились по несколько смен под лозунгом «Больше хлеба фронту и тылу!».
Еще большие трудности коснулись сельского хозяйства, которое недосчиталось рабочих рук, а также спешно мобилизованных в армию лошадей и тракторов как раз накануне серьезных уборочных работ. На помощь пришли сельские дети и домохозяйки, которые сели в кабины комбайнов и тракторов, а также сколотили женские тракторные бригады. Но техники катастрофически не хватало, поэтому убирать хлеб приходилось вручную. Вывозили зерно с полей не на лошадях, а на коровах.
Женщины и дети ежедневно вставали засветло и отправлялись на работу в поля. Школьники сажали и пололи овощи, помогали в работе матерям, пахали и бороновали на быках и коровах.
Балашовские железнодорожники работали в две-три смены, рабочие паровозного депо досрочно выполнили заказ Государственного Комитета Обороны - построили бронепоезд «Балашовский большевик».
Огромное значение в годы войны выполнял местный железнодорожный узел, который не раз подвергался воздушным атакам противника. Интерес фашистов к этой цели был легко объясним - по железной дороге шло снабжение Сталинградского и Донского фронтов. Железнодорожникам приходилось работать без отдыха по несколько смен, обеспечивая непрерывное движение эшелонов и спешно восстанавливая повреждения на железнодорожных путях. Так, например, машинист Балашовского депо Александр Андреев по 15 суток не сходил с паровоза и своевременно доставлял грузы по фронтовым маршрутам под ожесточенным артобстрелом врага. Отличилась и кочегар того же депо Анна Гончарук, груженый боеприпасами поезд которой попал под вражескую бомбежку. Когда один из вагонов загорелся, девушка, рискуя собственной жизнью, отцепила полыхавший вагон и тем самым предотвратила гибель целого эшелона.
В разные годы в лучших городских зданиях на территории Балашовского района функционировали около 20 госпиталей. Врачи, медсестры и санитарки иногда сутками не отходили от раненых, а балашовские школьники брали шефство и ухаживали за бойцами, прямо в палатах устраивали концерты художественной самодеятельности.
«Широкий размах получило донорство. За четыре военных года Александра Алексеевна Борискина сдала 20 литров своей крови и стала кровной сестрой многим раненым солдатам», - рассказали о Почетном доноре СССР в Балашовском краеведческом музее.
Фото музея и сайта historical-baggage.ru