Кочегарили, лечили и носили тяжести: в прифронтовом Аткарске трудовой путь к победе давался дорогой ценой
Тяжелую мужскую работу женщинам приходилось взваливать на свои плечи
Екатерина Вельт | 10 Февраля, 2025 17:18
В годы Великой Отечественной войны жители Саратовской области проявляли чудеса трудовой доблести, приближая победу самоотверженным трудом в тылу. Особая заслуга в этой героической летописи принадлежит аткарчанам, переоценить трудовые подвиги которых невозможно: днём и ночью хрупкие женщины и, разом повзрослевшие, вчерашние дети простаивали за станками и обеспечивали бесперебойную работу центрального железнодорожного узла.
Уже на второй день с начала войны в здании одной из аткарских школ был развернут первый эвакогоспиталь, куда буквально сразу же стали поступать раненые. Всего в военные годы в городе было открыто семь таких медицинских госпиталей. В каждом из них, забывая о себе, трудились врачи и медсестры. Все новые и новые партии раненых доставляли в Аткарск поездами. Этот страшный поток особенно увеличился во время Сталинградской битвы. Врачи сутками не выходили из операционных, не отвлекаясь даже на приемы пищи, и нередко падали в голодные обмороки прямо на рабочих местах.
Будни прифронтового города экстренно перестроились на бесперебойный рабочий лад. Все крупные промышленные предприятия города, такие как завод «Ударник», маслозавод, отправляли на фронт боеприпасы и продовольствие. На местном заводе из отходов производства наладили выпуск мыла – продукта, который резко оказался в дефиците среди аткарчан. Также местная промышленность выпускала лыжи, носки, спички, ящики для снарядов.
Рабочие трудились до изнеможения и без выходных. В колхозах и совхозах, на элеваторах работа не останавливалась даже по ночам. По воспоминаниям сельских старожилов, женщины, отработав днем в поле, по ночам упаковывали и грузили в вагоны бочки с соленьями, картофелем, морковью, свеклой, луком, сметаной и маслом и сопровождали груз с продовольствием до места назначения, после чего возвращались домой.
Зачастую работа, которая ложилась на хрупкие плечи аткарчанок, оказывалась непомерной: женщины надрывались от тяжестей, которые им приходилось ежедневно таскать вместо мужчин: мешки с зерном и картофелем, увесистые снопы и мерные ящики для пшеницы весом в полцентнера каждый. Зерно на элеватор возили женщины и подростки – иногда, запрягая в телегу вместо лошадей собственных коров.
В годы войны Аткарский железнодорожный узел быстро стал играть одну из ведущих ролей в Поволжье. Помимо прочего, здесь велась подготовка к стратегической наступательной операции «Багратион» на территории Белоруссии.
«Летом 1944 года в нашем локомотивном депо внезапно раздался звонок. И голос телефонистки сообщил начальнику депо Анатолию Доронину: "С Вами будет говорить товарищ Сталин”. Сталин просил, чтобы ускорили ремонт паровозов. И хотя на третий год войны люди уже и так работали на пределе своих возможностей, выпуск паровозов действительно увеличили. Многих железнодорожников впоследствии наградили», - рассказал «Телеграфу» старший научный сотрудник Аткарского краеведческого музея Владимир Рыжов.
В военное время слесарями и кочегарами паровозов, выполняя тяжёлую мужскую работу, в основном, работали девушки и женщины – заменившие своих мужей, братьев, отцов, они составляли до 60 процентов персонала железной дороги. Женщины-машинисты образовывали целые бригады, и постоянно везли на фронт эшелоны с военной техникой, боеприпасами, бойцами. В обратную сторону, в тыл, перевозили раненых, беженцев, технику, нуждающуюся в ремонте.
С начала войны в аткарском железнодорожном училище девушек в возрасте от 16 до 18 лет и юношей 14-18 лет готовили в слесаря-паровозники, слесаря-вагонники, помощники машиниста и бригадиры пути. Вчерашние школьницы были вынуждены выполнять и тяжелую работу поездных кочегаров. Одна из них, выпускница Аткарского железнодорожного училища №2 18-летняя Анна Ильяшенко, в самое тяжелое военное время без единого нарекания проработала кочегаром два с половиной года.
«Немного об обязанностях поездного кочегара в пути. Заполнить лоток тендера углём, смочить уголёк из рукавчика водичкой, а как только помощник машиниста берёт свою лопату – быстренько к дверке топки: открой её – бросок угля лопатой – закрой… и так 10-15 раз. А потом быстро – на тендер… Заполни лопатой лоток углём, смочи водичкой, затем 10-15 раз "открой-закрой". Очень важно правильно рассчитать свои силы», - вспоминал машинист паровоза первого класса А. Пронин.
Однако далеко не все девушки справлялись с непосильными для себя обязанностями: иногда брали в помощь напарницу, и трудились истопниками вдвоем. Правда, уже к концу войны женщин в этой профессии постепенно не стало.
Примечательно, что осенью 1943 года в Аткарск под охраной пригнали на ремонт личный паровоз Иосифа Сталина. «Он был необыкновенно чистым, хорошо ухоженным. Но нуждался в ремонте – в экстренном порядке в Аткарском депо ему заменили колесную пару. Бригада состояла из молодых рабочих, которым пришлось трудиться ночью», - говорит Владимир Рыжов.
К сожалению, аткарским путейцам не удалось передохнуть даже после радостного для всей страны известия об окончания войны: через Аткарск неиссякаемым потоком шли воинские эшелоны на восток, на войну с Японией. «Они шли под особыми литерами, и никто не знал, ни где у них будет заправка, ни в какой пункт назначения они направлялись. Вся эта информация была засекречена», - объясняет Рыжов.
Архивное фото предоставлено Владимиром Рыжовым