Как погода стала военной тайной: в СГУ раскрыли влияние прогнозов погоды на события Великой Отечественной войны

Старейший метеоролог Саратовского университета поделилась воспоминаниями и рассказами о войне

Роман Воронежский | 02 Февраля, 2025 12:49

Как погода стала военной тайной: в СГУ раскрыли влияние прогнозов погоды на события Великой Отечественной войны

 

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в СГУ прошла встреча с доцентом кафедры метеорологии и климатологии Серафимой Лапиной, которая является свидетелем той страшной войны. Многие годы Серафима Николаевна преподает на географическом факультете СГУ. Её трудовой стаж составляет уже 67 лет. Лапина рассказала преподавателям и студентам о вкладе военных метеорологов в Великую Победу.

«Я отношусь к поколению "детей войны". Я едва окончила первый класс в городе Красный Холм Калининской, ныне Тверской, области, когда началась война», - делится Серафима Николаевна своими воспоминаниями.

Многие ее родные ушли воевать, и не все вернулись. Помнит, что значит ждать писем с фронта, как волнительно слушать по радио военные сводки, как она собирала последние остатки урожая с полей, чтобы не пропала ни одна крошка.

Но больше всего ей хотелось рассказать о тех, кто в первых рядах встал на защиту Отечества, о коллегах-метеорологах. В 2024 году в печати вышли воспоминания «Военные метеорологи географического факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского». Книгу подготовили доцент кафедры метеорологии и климатологии Серафима Лапина и заведующий кафедрой Максим Червяков. Издание стало данью глубокого уважения и памяти Серафимы Николаевны к ее коллегам и учителям, участникам и очевидцам военных лет.

Во вступительном слове издания говорится, что с началом войны вся Гидрометеослужба страны была полностью включена в состав Вооружённых сил СССР, так как в условиях военного времени эта мирная профессия стала востребованной и необходимой.

С первого дня войны не было единой «мировой» погоды. Воюющие стороны засекретили свои метеосводки, идущие в эфир. Серафима Николаевна отметила, что использовались специальные метеорологические шифры для передачи данных - метеоданные стали подлинной военной тайной.

Гидрометеорологам приходилось работать в сложных условиях, вызванных недостатком оперативной информации о погоде. Командованию же требовались самые точные прогнозы.

Карта погоды во время Великой Отечественной войны

 

По мере отступления наших войск в начале войны закрывались бесценные для синоптиков точки. Приходилось работать с неполными картами, на которых целые страны выглядели белыми пятнами. «Обрезанная карта» – так во время войны называли синоптическую карту. Использовалась каждая возможность расширить рамки «обрезанной карты». Например, среди партизан находились люди, знакомые с методикой метеорологических наблюдений, умеющие работать с приборами. Они становились добровольными метеорологами-наблюдателями.

Авиация больше других родов войск ощущала на себе нехватку гидрометеорологической информации за линией фронта. За годы войны советские ВВС произвели около 4 миллионов вылетов, за каждым из которых стоял труд военных метеорологов, обеспечивающих полёты. Особое значение приобрели автоматические радиостанции, которые самолётами, планерами сбрасывались в немецкий тыл. Эти метеоавтоматы четыре раза в сутки посылали в эфир надёжную информацию о погоде. Пилоты, летающие на боевые задания на запад, знали, что их ожидает по трассе.

Сведения о погоде, которыми располагали метеорологические отделы фронтов армий, учитывались при планировании и проведении различных войсковых операций.

Сотрудники кафедры метеорологии и климатологии СГУ приводят несколько ярких примеров, как прогнозы погоды повлияли на ход событий в годы Великой Отечественной войны.

* Всем известны кадры парада 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве. Видно, какой сильный снег, ухудшающий видимость, шёл в те часы. Вопрос о продолжительности снега тщательно обсуждался метеорологами. По рекомендациям синоптиков руководством страны было принято решение о переносе начала парада с 10:00 на 8:00, то есть на более ранний срок, на время нелётной для немецкой авиации погоды. Так погода помогла провести этот легендарный исторический парад.

* Удачный прогноз о сохранении низких температур и прочности ледяного покрова болот и рек, необходимой для проходимости танков, позволил провести нашим войскам контрнаступление под Тихвином и Ржевом в январе-феврале 1942 года.

* Осенью 1942 года на Сталинградском фронте стояла очень дождливая погода. На дорогах была распутица, вязла техника. По прогнозу в середине ноября ожидалось похолодание до -10°C, а с 19 ноября – вновь потепление при значительном ухудшении видимости. Обозначенный период холодной погоды был использован для подвоза боеприпасов и перегруппировки войск, а само наступление назначено на 19 ноября на время нелётной для немецкой авиации погоды. Так было проведено окружение немецкой армии, что явилось важным переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны.

Целая группа метеорологов СГУ внесла свой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Среди них отметим:

Александр Евгеньевич Маттисен

 

Александр Евгеньевич Маттисен (1896–1965) учился в Саратовском университете на метеоролога, затем сам вел занятия. В 1941 году призывается в Красную армию как военный метеоролог и назначается начальником метеобюро ВВС Карельского фронта, а позже начальником метеобюро 7-й Воздушной армии. В 1944-м был переведен в метеобюро УВВС Приволжского военного округа. Александр Евгеньевич награжден орденом «Красная Звезда», медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» После демобилизации Маттисен вернулся в Саратов и работал на географическом факультете СГУ.

Раиса Константиновна Попова

 

Раиса Константиновна Попова (1911–2004) прошла большой трудовой путь от наблюдателя в селе Палласовка в 1930-е годы до декана географического факультета СГУ в 1960–70 годы. А в промежутке – четыре года фронтовой службы (1942–45 годы), которую она несла при штабах Сталинградского военного округа, 17 воздушной армии, на 3 Украинском фронте. Здесь, на войне, она поняла, какая это необходимая профессия – метеоролог.

В наградном листе начальником метеослужбы 17 воздушной армии дана следующая характеристика Раисе Константиновне: «Старший техник-лейтенант Попова Раиса Константиновна показала себя способным, хорошо подготовленным специалистом. Она не допускала ни одного случая срыва летной работы в условиях малоизученных горных районов Болгарии и Югославии. Даваемые ею сведения о погоде оправдывались на 96%. В сложнейших условиях Раиса Константиновна освоила и новые виды работы военного синоптика – составление карты барической топографии и вертикальных разрезов погоды». Раиса Константиновна была награждена орденом Красной Звезды, а позже Орденом Отечественной войны II степени и несколькими медалями. Окончание войны встретила в 1945 году в Вене в должности инженера-капитана.


С использованием материалов СГУ 

Подписывайтесь на ТелеграфЪ

Поделиться

Ранее в рубрике