Домашка, учебники и зарплаты: в Госдуме описали будущее системы образования страны

Власти предлагают поменять многое от школы до вузов

Роман Воронежский | 11 Февраля, 2025 19:06

Домашка, учебники и зарплаты: в Госдуме описали будущее системы образования страны

В Государственной думе прошел «правительственный час» по развитию системы образования в стране на период до 2036 года. Вместе с депутатами в дискуссии приняли участие заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, министр просвещения Сергей Кравцов, министр науки и высшего образования Валерий Фальков, а также представители ректорского и научного сообществ, эксперты в области образования. В режиме ВКС присутствовали представители исполнительных и законодательных органов всех 89 субъектов, в том числе и Саратовской области.

«Телеграфъ» расскажет, какие важные инициативы предлагались и решения были приняты.

 

Володин в Госдуме 11 02 2025

 

Школа

* С 1 сентября 2026 года все школы страны переходят на государственные учебники по мировоззренческим предметам: истории, обществознанию и духовно-нравственной культуре России, сказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

* 1 марта 2025 года вступит в силу закон, запрещающий запрашивать дополнительные отчёты у педагогов дошкольного образования и колледжей. Учителя школ уже сегодня имеют право не отвечать на запросы, не регламентированные законом, подчеркнул Кравцов. Количество заполняемых документов у учителя сокращается с 48 до 5.

* Председатель Госдумы Вячеслав Володин отдельно поднял вопрос перегрузки детей школьными заданиями. По его словам, дети в школах перегружены, необходимо «искать решение и делать все для того, чтобы ребенок в школу приходил с хорошим настроением, а закончив занятие, у него было желание и домашнее задание сделать, и еще позаниматься в кружках и секциях».

«Хотелось бы, чтобы профильные министры, на это реагировали. Потому что здесь речь идет о здоровье наших детей», - высказал Володин.

Дмитрий Чернышенко попросил Минпросвещения совместно с Российской академией образования проработать вопрос о балансировке нагрузки на школьников, в том числе по домашним заданиям.

* Также председатель Госдумы обратил внимание на то, что в интернете можно найти большое количество объявлений об ускоренной переподготовке учителей по различным предметам.

«На сегодняшний день все это находится в дистанционной сфере обучения. Причем утром — деньги, вечером привезут это свидетельство; понятно, какой будет учитель, и с чем мы должны бороться», – убежден Володин.

Уже завтра в Думе будет рассмотрен законопроект, согласно которому повышение квалификации и переквалификация педагогов переходят на государственный уровень.

* Согласно указам президента, средняя зарплата педагогов должна соответствовать ее уровню по региону. Но на практике регионы сами устанавливают систему оплаты учителям.

«Тестируется новая системы оплаты труда. Задача - обеспечить справедливые и достойные условия труда», - сказал Чернышенко. Однако точные параметры новой системы оплаты труда на заседании в Госдуме не озвучили.

Известен в этом плане один интересный момент: власти хотят, чтобы успех подготовленного ученика отражался и на доходе учителя. То есть, рассматривается возможность введения системы вознаграждения учителям за успехи их учеников во взрослом возрасте. Этот вопрос будет проработан вместе с налоговой службой.

 

Профобразование

Правительство РФ предлагает новую модель начального профессионального образования.

«Обучение предлагается осуществлять по приоритетным для регионов рабочим профессиям на базе колледжей и предприятий, установить срок обучения от 6 месяцев до 2 лет с обязательной практической подготовкой на предприятиях», - сообщил зампред правительства Дмитрий Чернышенко.

По итогам обучающиеся должны получать конкретные рабочие специальности.

 

Правительственный час по образованию в Госдуме 11 02 2025

 

Вузы

Публичное обсуждение новой модели высшего образования начнется уже в этом месяце, сказал глава Минобрнауки России Валерий Фальков. Эта модель подразумевает несколько шагов.

Уход от бакалавриата. По многим направлениям он так и не стал самодостаточным образованием, который понимают и признают работодатели. В результате в бакалавриате студенты получают некую обобщенную квалификацию, что требует массового «доучивания» в магистратуре.

Срок получения образования должен быть достаточным для завершенной подготовки специалистов. Для большинства ключевых специальностей – инженеров, врачей, учителей – срок обучения составит в пределах 5 лет. Будут и более короткие программы, например, для сферы туризма и индустрии гостеприимства. Для освоения особо сложных видов деятельности, например, в фундаментальной инженерии, будут предусмотрены более длинные сроки обучения.

Магистратура становится уровнем получения специализированных углубленных знаний для тех, кто имеет практический опыт. Она будет сосредоточена в вузах и научных институтах, где для этого есть соотвествующие кадры и учебно-материальная база.

Изменится место аспирантуры. Из третьей ступени высшего образования, как сейчас, она станет отдельным видом профессионального образования, нацеленным на подготовку научно-педагогических и научно-исследовательских кадров. Главным критерием эффективности будет успешная защита диссертации.

Также Минобрнауки России вместе с университетами и работодателями разрабатывает новый перечень специальностей, отвечающий современным вызовам. Такими, например, как «Проектирование и эксплуатация беспилотных мобильных систем», «Аддитивные технологии», «Проектирование и эксплуатация систем высокоскоростного движения». Фальков сказал, что новые специальности и программы должны быть нацелены на развитие новых отраслей экономики, социальной сферы и наших крупных технологических проектов

По завершении обсуждения спикер Госдумы призвал всех сообща работать над реализацией Стратегии развития образования.

«От качества образования зависит будущее нашей страны!» - уверен Вячеслав Володи.

 

Фото Госдумы

Подписывайтесь на ТелеграфЪ

Поделиться

Ранее в рубрике