Деньги не вопрос: куда повезет саратовцев электробус по цене в 54 миллиона рублей?
Завтра новые дорогостоящие машины начнут курсировать между Саратовом и Энгельсом по 109-му маршруту.
Артем Белов | 03 Марта, 2024 10:15
Настоящий переворот в автомобильном мире произвела машина «Тесла» - первый электрокар в мире. А по сути, обычная детская игрушечная машинка на батарейке, только для взрослых. И за очень большие деньги.
Всевозможные электрокары сейчас невероятно популярны во всем мире, но позволить их могут себе, как правило, лишь состоятельные люди и богатые мегаполисы. Города даже закупают полноценные автобусы с электрическим двигателем и на аккумуляторных батареях. Их называют электробусами.
В России самый большой автопарк электробусов имеет, конечно же, Москва.
В погоню за модой, которую в нашей стране как всегда задает столица, бросилась и Саратовская область. На средства, которые регион получил по федеральному нацпроекту «Безопасные качественные дороги», закупили партию из шести электробусов и четырех зарядных станций к ним производства завода в Волгоградской области. Только представьте себе, что один электробус обошелся бюджету в 54 миллиона рублей! Для сравнения, троллейбусы «Адмирал», которых сейчас много ездит по нашим улицам, стоят по 38 миллионов рублей, дизельные автобусы ещё дешевле.
«Вопрос дёшево или дорого некорректен», - считает начальник управления транспорта министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай Сергеев.
Машины передали на эксплуатацию в Энгельс. Посмотреть на новинки пригласили и «Телеграфъ». Внешне и внутри электробус не отличим от современного автобуса. Только вместо двигателя внутреннего сгорания у данной модели, которую купили для Саратовской области, на крыше расположен огромный и тяжеленный аккумулятор. Он по толстому проводу заряжается от специальной зарядной станции, которую установили в энгельсском депо.
«Заряжаются ночью, а утром выйдут на линию - на одном заряде способны проехать 150-180 километров», - убеждает Александр Кузьмин, директор МУП «Энгельсэлектротранс».
Правда сейчас, зимой, батареи электробуса, как и любые другие подобные аккумуляторы, имеют проблемы с зарядом…
«В зимних условиях есть моменты с зарядкой», - подтверждает некоторые особенности данной модели директор предприятия. Сперва батарея прогревается в депо и только потом заряжается.
Стоит отметить, что хоть машина и считается российской, но главная ее запчасть, без которой и работать она не будет - аккумуляторная батарея - китайская. Она же и самый расходный материал. По приблизительным оценкам, средний период эксплуатации батареи для электробуса составляет не более 8 лет. А любые колебания погоды, такие как морозы, влажность и жара, лишь уменьшают этот срок службы.
Замена батареи в электробусе - дело не менее затратное, чем покупка новой машины. К примеру, для электробусов Москвы новая батарея стоила более 9 миллионов рублей за штуку!
«Телеграфъ» поинтересовался у руководства МУП «Энгельсэлектротранс», готовы ли они в будущем на такие колоссальные траты для ремонта электробусов. Четкого ответа мы не получили.
«Энгельс - Покровск основали, когда сюда на быках возили соль. Почему бы нам сейчас на быках не возить пассажиров? Мы за деньгами забываем о главном - о пассажире, о человеке. Я работаю 46 лет в пассажирском транспорте и могу четко сказать, что здесь все совершенно другое! Мне дали эту машину и мне приятно, мне повезло, что могу эксплуатировать эти электробусы», - такой комментарий дал директор Александр Кузьмин.
«Весь пассажирский транспорт всегда убыточен во всем мире. Он имеет субсидии и дотации. И мы так же», - в конце концов добавил Кузьмин.
В Европе сейчас Париж активно сейчас заменяет дизельные автобусы на электробусы при подготовке к Олимпиаде. Мировым же лидером стал китайский мегаполис Шэньчжэнь, который уже давно для перевозки 10-миллионного населения весь автопарк общественного транспорта перевел на электробусы. Ратовали власти Шэньчжэня в первую очередь за экологию. Но впоследствии осознали и все недостатки в связи с дороговизной закупки новых машин и дорогостоящим техобслуживанием впоследствии.
Министерство Саратовской области и энгельсское предприятие убеждены, что электробус для нас комфортнее и экономичнее многих других видов транспорта, поэтому вопрос цены не стоял.
«Все это новое, интересное, будем пробовать, работать», - радуется директор МУП.
Наши транспортники ссылаются на коллег из Санкт-Петербурга, с которыми они уже консультировались. В Северной столице электробусы этой же фирмы работают уже пять лет. Правда, Питер закупил всего 11 таких машин и на этом остановился.
Да и саратовские власти ограничились закупкой весьма скромной партии. Денег на большее число электробусов попросту нет - региональные чиновники планируют ждать новые федеральные программы и пытаться принимать в них участие.
Не держа в голове, видимо, такие гнетущие мысли, саратовские и энгельсские чиновники и руководители с улыбками на лицах первыми прокатились на новом электробусе по покровским улицам, сделав небольшой круг по центру и вернувшись в депо.
С понедельника электробусы выйдут на улицы. Правда, почему-то не на замену старых и неэкологичных автобусов, а на троллейбусный маршрут 109 Саратов-Энгельс.
Фото автора