«Главное - это шанс на жизнь для совершенно незнакомого человека»: как саратовцы помогают бороться с раком крови

По данным ФМБА, в Саратовской области нет своего госцентра донорства костного мозга.

Роман Воронежский | 28 Апреля, 2024 12:17

«Главное - это шанс на жизнь для совершенно незнакомого человека»: как саратовцы помогают бороться с раком крови

В России у более чем 25 тысяч человек ежегодно диагностируют онкологические заболевания крови, «рак крови».

Такие заболевания традиционно лечат при помощи химиотерапии, но бывают случаи, когда лечение не эффективно и помочь может только донор костного мозга. В связи с этим ежегодно около 5 тысяч россиян нуждаются в пересадке костного мозга от донора. Таковы печальные данные минздрава.

Второй год как в стране существует государственный Федеральный регистр доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток. В настоящее время в нем значится более 300 тысяч доноров. Для сравнения, в Германии – 9 миллионов доноров, а в США – 11 миллионов.

По мнению Федерального медико-биологического агентства, оператора этого регистра, чтобы быстро и эффективно подбирать донора костного мозга в России, необходимо набрать не менее 500 тысяч человек из всех регионов страны. Чем больше человек в регистре – тем выше вероятность найти совместимого донора.

 

Федеральный регистр

В Москве состоялась итоговая коллегия Федерального медико-биологического агентства. Именно это ведомство ведет Федеральный регистр доноров костного мозга.

«Если в сентябре 2022 года, на старте работы созданного по поручению президента и правительства Федерального регистра доноров костного мозга, в нём содержались данные о 112 тысячах потенциальных доноров, накопленные за 10 лет, то сегодня, спустя полтора года работы, регистр расширился почти в 3 раза и насчитывает более 300 тысяч потенциальных доноров. В 2024 году правительство увеличило финансирование ФМБА на типирование доноров костного мозга, включаемых в регистр. Это позволит повысить доступность трансплантации костного мозга для наших граждан, проходящих лечение в клиниках страны. Работу по наполнению регистра и объёмы тканевого типирования доноров нужно и дальше наращивать», — сообщила на заседании вице-премьер России Татьяна Голикова.

В том числе благодаря расширению доноров регистра, количество трансплантаций костного мозга и стволовых клеток за последние 5 лет увеличилось более чем на 50%, в 2023 году проведено более 2,7 тысячи таких операций, говорил министр здравоохранении России Михаил Мурашко.

Но и этого – мало. Ситуация такова, что власти даже рассматривают варианты поиска доноров в международных регистрах и ввоз костного мозга на территорию России в целях трансплантации.

В 2024 году на деятельность, связанную с развитием донорства костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, из федерального бюджета будет направлено 440 миллионов рублей. Средства пойдут на организацию работы лабораторий, которые занимаются забором крови у доноров с последующим типированием образцов костного мозга.

В Саратове, судя по данным федерального регистра, до сих пор нет своего государственного рекрутингового центра донорства костного мозга. Именно потому и на анализы, и на саму донацию саратовцам придется уезжать в другие регионы, например, в Москву.

Забег ради жизни

 

Забег ради жизни

На прошлой неделе в Энгельсском районе состоялся благотворительный забег к месту приземления первого в мире космонавта Юрия Гагарина. Его провел Артем Алискеров – спортсмен-рекордсмен и амбассадор донорства костного мозга.

«Это не просто забег – мы считаем не километры, а спасенные жизни. Моя цель – привлечь в этом году 40 тысяч новых доноров костного мозга по всей стране. Чем больше доноров, тем больше шансов у больных выздороветь. Это значит, что каждый из нас может спасти чью-то жизнь», – разъясняет Артем.

Алискеров пережил рак крови, победил его и даже впоследствии стал мировым рекордсменом по восхождению на Эльбрус и забегу по льду Байкала.

«В 2019 году мне поставили диагноз острый лимфобластный лейкоз. На протяжении почти трех лет я прошел 31 курс химиотерапии. И в процессе узнал о проблеме донорства костного мозга в России», – говорит Артем.

Вернувшись к полноценной здоровой жизни, Алискеров стал вместе с другими волонтерами заниматься донорством костного мозга и пропагандировать его среди других. Он говорит, что донорство костного мозга это немного другое, чем простая сдача крови.

«Сперва сдают порядка 3 мл крови на анализы, и затем вносят в регистр. Позвонить могут через год, два, пять лет, и сообщить, что ваш костный мозг сейчас нуждается больному человеку. И здесь главное, чтобы за это время ожидания вы не изменили свое мнение, надо осознавать, что на кону – человеческая жизнь, и вы ее можете спасти», – считает прославленный спортсмен и волонтер.

Никита Подставин

 

Помог незнакомому человеку

Никита Подставин – активный саратовский донор крови, а год назад стал еще и донором костного мозга.

«Я являюсь приверженцем «теории малых дел». Считаю, что если каждый сделает хотя бы по малому доброму делу, то мир вокруг будет лучше. В моем случае это доброе дело проявляется в донорстве крови, а теперь и в донорстве костного мозга. Я надеюсь, что мой опыт будет вдохновением для вас и вы сможете принять подобные решения, чтобы стать частью движения к лучшему», – размышляет молодой саратовец.

Сперва он самостоятельно в Саратове сдал кровь на типирование. Через пару месяцев на почту пришло письмо, что типирование пройдено, и фенотип внесен в регистр доноров костного мозга.

«Спустя три года, около 6 часов вечера, раздается звонок с неизвестного номера. Времена были такие, что отвечать на незнакомые номера никто не спешил, но интерес взял верх. «Здравствуйте – говорят, - помните, Вы давали согласие быть донором стволовых клеток»? В общем, напомнили мне о том, на что я подписывался, и сообщили, что время мое настало. Обговорив все нюансы, я был направлен на сдачу анализов и повторное типирование... Прошло три месяца. Уже начал думать, что «услуги» мои не понадобятся, но в конце месяца получаю сообщения от куратора о том, что сдача запланирована на март и необходимо подписать волонтёрский договор», – делится своей историей Никита.

По просьбе куратора, одним днем прилетел в Москву на дополнительные обследования. Сделали ЭКГ, УЗИ внутренних органов, познакомили с врачами. Затем настал момент самого донорства. В качестве группы поддержки взял с собой в столицу жену и ребенка.

«Есть два способа забора клеток - из тазовой кости, когда путем прокола под наркозом клетки забирают из тазовой кости донора, либо, как в нашем случае, клетки забирают из крови через вену. Перед сдачей стволовых клеток из вены, в течение нескольких дней (в моем случае 5) вводится специальный препарат, который стимулирует выход стволовых клеток из костного мозга в периферическую кровь. Одним из побочных действий препарата является боль в мышцах и костях. Первое время из-за новизны ощущений была неприятная боль в районе поясницы, которую можно сравнить с болью в мышцах при гриппе с высокой температурой, но со временем организм привыкает и это не доставляет особых трудностей. Советовали в случае сильных болей употреблять обезволивающие , но в итоге этого не потребовалось», – расписывает поэтапно Подставин.

В течение последующих нескольких дней каждое утро делается инъекция препарата и сдается анализ крови. На пятый день назначили процедуру.

«Делаем укол, легкий завтрак, отправляем сопровождающих на прогулку и идем на сдачу. Усаживаемся поудобней в специальное кресло, ножки укрываем одеялком. В локтевые вены обеих рук устанавливают катетеры и подключают к специальному аппарату, фактически организовывая внешнее кровоснабжение. Кровь забирается из одной руки, стволовые клетки «отсеиваются» в аппарате, и кровь возвращается в другую руку, – рассказывает Никита. - В нашем случае скучно не было, можно было пользоваться телефоном, пообщаться с трансфузиологом, которая всегда была рядом с нами и, если зачесался нос, могла помочь с этой проблемой. А это действительно было проблемой, ибо руки из-за катетеров, которые хоть и были гибкими, особо не хотелось сгибать. Если будет невмоготу, то могут отпустить в туалет или помочь покушать. Сидишь, сжимаешь мячик - дело не хитрое. Спать также разрешается, но на усмотрение трансфузиолога, так как необходимо соблюдать хорошие кровоснабжение и давление крови в системе. Весь процесс сдачи занял около 6 часов... Но моих клеток оказалось недостаточно, поэтому мне дополнительно выдали пару ампул препарата и попросили прийти еще завтра. Утром новый укол, завтрак и опять бежим на сдачу. Одеялко, катетеры и все сначала... Досдаём необходимое количество стволовых клеток, и мы свободны».

По прошествии даже нескольких месяцев молодой человек каких-либо негативных последствий от процедуры не заметил, смеется, что «спиной мозг на месте, волосы не выпали». Все дальнейшие анализы крови показали, что ее показатели вернулись к значениям до начала приема препарата.

«В целом, донорство костного мозга для всей моей семьи обернулось сплошными преимуществами. Для жены - отпуск с работы, для ребенка – приключение с возможностью побывать в другом городе, для меня - обследование с анализами, страховка жизни на год, знакомство с прекрасными врачами и сотрудниками. Ну и самое главное - это шанс на жизнь для совершенно незнакомого, но генетически самого близкого человека. Так что теперь дверь в рай могу открывать не то чтобы с ноги, но с высокой поднятой головой», – гордо заявляет саратовец.

Чтобы вступить в Федеральный регистр доноров костного мозга, необходимо сдать образец крови на типирование. Для этого предварительно подать заявление через портал Госуслуг.

Горячая линия Федерального регистра доноров костного мозга: 8-800-550-29-77 (звонок по России бесплатный).

 

Фото героев материала и ФМБА

Подписывайтесь на ТелеграфЪ

Поделиться

Ранее в рубрике