Логотип и значок 18+
   
 
   

Саратовский минюст разъяснил статус НКО - исполнителей общественно-полезных услуг

11 Августа 2017 13:1 | Новости
С 1 января этого года в российском законодательстве появилось понятие некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг. (Федеральный закон от 03.07.2016 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг», Федеральный закон от 19.12.2016 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания», принятое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2016 № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг»).

В соответствии с этой законодательной новеллой под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (Управление) на основе обобщения часто задаваемых вопросов представителей некоммерческих организаций, обращающихся на семинары, прямые телефонные линии и консультационный прием граждан в Управление, предлагает читателям ознакомиться с ответами на часто задаваемые вопросы в сфере ведения реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно-полезных услуг.

Вопрос: Какие виды деятельности осуществляют некоммерческие организации – исполнители общественно-полезных услуг.

Ответ:

В соответствии с п. 3 ст. 31.4. Федерального закона* перечень общественно полезных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с приоритетными направлениями, определяемыми Президентом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2016 № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» определены следующие направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг:

1. Деятельность по оказанию социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту.
2. Деятельность по оказанию социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.
3. Деятельность по оказанию социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде.
4. Деятельность по оказанию социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов, оказание помощи семье в воспитании детей.
5. Деятельность по оказанию социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и в решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией, содействие трудоустройству и трудовой адаптации молодежи, матерей с детьми, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, освободившихся из мест заключения.
6. Деятельность по оказанию услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Деятельность по оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, а также по их социальному сопровождению.
8. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
9. Деятельность по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав.
10. Деятельность по оказанию услуг, направленных на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Деятельность по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
12. Деятельность по оказанию услуг в сфере дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей.
13. Деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
14. Деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов.
15. Деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций, направленного на повышение качества предоставления услуг такими организациями.
16. Деятельность по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.
17. Деятельность по оказанию услуг, предусматривающих медико-социальное сопровождение лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в паллиативной помощи, включая организацию оказания паллиативной помощи и содействие ее оказанию.
18. Деятельность по оказанию услуг, направленных на медико-социальную реабилитацию лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью.
19. Деятельность по оказанию услуг в области физической культуры и массового спорта.
20. Деятельность по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими и образовательными организациями, осуществляемая организацией-оператором.
21. Деятельность по оказанию услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 "Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания" установлены следующие виды общественно полезных услуг:

1. Деятельность по оказанию социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту.
2. Деятельность по оказанию социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.
3. Деятельность по оказанию социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде.
4. Деятельность по оказанию социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов, оказание помощи семье в воспитании детей.
5. Деятельность по оказанию социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и в решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией, содействие трудоустройству и трудовой адаптации молодежи, матерей с детьми, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, освободившихся из мест заключения.
6. Деятельность по оказанию услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Деятельность по оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, а также по их социальному сопровождению.
8. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
9. Деятельность по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав.
10. Деятельность по оказанию услуг, направленных на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Деятельность по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
12. Деятельность по оказанию услуг в сфере дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей.
13. Деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
14. Деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов.
15. Деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций, направленного на повышение качества предоставления услуг такими организациями.
16. Деятельность по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.
17. Деятельность по оказанию услуг, предусматривающих медико-социальное сопровождение лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в паллиативной помощи, включая организацию оказания паллиативной помощи и содействие ее оказанию.
18. Деятельность по оказанию услуг, направленных на медико-социальную реабилитацию лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью.
19. Деятельность по оказанию услуг в области физической культуры и массового спорта.
20. Деятельность по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими и образовательными организациями, осуществляемая организацией-оператором.

Также утверждены критерии оценки качества оказания общественно полезных услуг:

- наличие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги, необходимой квалификации;
- удовлетворённость получателей качеством оказания услуг;
- открытость и доступность информации о некоммерческой организации – исполнителе общественно полезных услуг;
- отсутствие такой организации в реестре недобросовестных поставщиков.
Принятые решения позволят социально ориентированным некоммерческим организациям участвовать в оказании услуг в социальной сфере наравне с другими хозяйствующими субъектами, обеспечивая их надлежащее качество.

Вопрос: Какие существуют условия признания некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг?

Ответ:

В соответствии с п. 1 т. 31.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (Федеральный закон*) в случае, если социально ориентированная некоммерческая организация соответствует требованиям, указанным в п. 2.2 ст. 2 Федерального закона*, по решению уполномоченного органа она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и включена в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.

В соответствии с Федеральным законом* таких условий четыре:

1. Некоммерческая организация должны быть социально ориентированной, то есть соответствовать двум требованиям:
1. НКО должны быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях» ( в настоящее время в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении организационно правовых форм НКО);
2. НКО должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО;
2. СО НКО должна на протяжении одного года и более оказывать общественно полезные услуги надлежащего качества (перечень таких услуг и критерии качества определены Постановлением Правительства РФ от 27.10.2016 № 1096);
3. СО НКО не должна являться некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента
(в соответствии с п..6 ст. 2 Федерального закона: под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации);
4. СО НКО не должна иметь задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Вопрос: кем ведется реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг?

Ответ: В соответствии с п. 2. ст. 31.4 Федерального закона* порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, перечень и формы необходимых документов, порядок ведения реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно-полезных услуг (http://unro.minjust.ru/NKOPerfServ.aspx) ведется центральным аппаратом Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89 «О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг» (вместе с «Правилами принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг», «Правилами ведения реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг»).

По состоянию на 01.08.2017 в данном реестре насчитывается 17 организаций из 9 субъектов Российской Федерации, организаций Саратовской области в данном реестре пока не представлено.

В реестре указывается о некоммерческих организациях:

а) полное наименование;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа организации (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности), по которому осуществляется связь с этой организацией;
г) виды общественно полезных услуг, оказываемых организацией;
д) реестровый номер;
е) дата признания организации исполнителем общественно полезных услуг (исключения из реестра).
Вышеуказанным нормативным правовым актом установлен порядок ведения реестра таких организаций и процедуру принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг (в том числе в упрощенном порядке), определены перечень и формы необходимых для этого документов.
Для включения в такой реестр некоммерческим организациям необходимо представить 2 документа:
Для признания исполнителем общественно полезных услуг и внесения в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг (далее - реестр) организация представляет в Министерство юстиции Российской Федерации следующие документы:
а) заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме согласно приложению, указанному в Постановлении;
б) заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям (далее - заключение) по форме согласно приложению, указанному в Постановлении.

Документы могут быть представлены организацией непосредственно в Министерство юстиции Российской Федерации или в его территориальный орган по месту нахождения организации.

Срок, на который НКО вносятся в реестр – 2 года (п. 4 ст. 31.4 Федерального закона*).

Основания для отказа в признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и внесения такой организации в реестр являются:

1) непредставление (несвоевременное представление) документов, необходимых для признания некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и внесения такой организации в реестр;
2) включение некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг либо об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг принимается Министерством юстиции Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в Постановлении.
Уведомление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг либо об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг направляется организации в течение 3 рабочих дней со дня принятия Министерством юстиции Российской Федерации соответствующего решения.

Основаниями для исключения организации из реестра являются:

а) истечение 2 лет со дня признания организации исполнителем общественно полезных услуг;
б) поступление в Министерство юстиции Российской Федерации документов, подтверждающих прекращение деятельности организации в связи с ее ликвидацией или реорганизацией в форме, предусматривающей прекращение деятельности юридического лица, или в связи с исключением организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, из Единого государственного реестра юридических лиц;
в) включение организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
г) поступление в Министерство юстиции Российской Федерации от федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), осуществляющего оценку качества оказания общественно полезных услуг, информации о несоответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям;
д) поступление в Министерство юстиции Российской Федерации от налоговых органов и (или) органов контроля за уплатой страховых взносов документов, подтверждающих возникновение у организации непогашенной задолженности по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации платежам.

Решение об исключении организации из реестра принимается Министерством юстиции Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня поступления в указанное Министерство документов, подтверждающих наличие предусмотренных вышеуказанных оснований.

В случае исключения организации из реестра по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" - "д" вышеуказанных оснований, уведомление об исключении организации из реестра направляется ей в течение 3 рабочих дней со дня принятия Министерством юстиции Российской Федерации соответствующего решения.



Вопрос: Какие ведомства дают заключение для СО НКО, претендующими внести о себе сведения в реестр исполнителей общественно полезных услуг:

Ответ: (см. фото приложение).

5 июля 2017 г. в Госдуму внесен на рассмотрение проект № 217271-7 «О внесении изменений в статью 31.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части установления статуса социально ориентированной некоммерческой организации (СОНО) - исполнителя общественно полезных услуг по наделению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации наряду с федеральными органами полномочиями по оценке качества оказываемых СОНО общественно полезных услуг.

Также планируется наделить полномочиями территориальные органы Минюста России по принятию решений о признании СО НКО исполнителями общественно полезных услуг и включении их в реестр исполнителей таких услуг. Это позволит ускорить проведение соответствующих процедур, так как на практике некоммерческие организации оказывают общественно полезные услуги в регионе, где территориальными органами Минюста России ведутся учетные дела НКО и обладают полной информацией о них.

Вопрос: Какое преимущество у НКО, внесенных в такой реестр?

Ответ:

Преимущество – это приоритетные меры государственной поддержки некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» ( ст.31.1 п.3) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с установленными пунктом 3 настоящей статьи формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций - получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг указанные субсидии предоставляются на срок не менее двух лет.

Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
Некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг меры имущественной поддержки предоставляются на срок не менее двух лет.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.

Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

Некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Вопрос: когда можно обратиться на консультационный прием в Управление по вопросам государственной регистрации НКО и по вопросам возможности НКО в реестр исполнителей общественно полезных услуг?

Ответ: прием по вопросам в сфере государственной регистрации НКО осуществляется ежедневно по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, 31, тел. 200-678, понедельник, среда - с 14.00 до 15.00 час, вторник, четверг – с 9.00 до 12.00, пятница – с 14.00 до 16.00 час.
Нажмите, что бы проссмотреть изображение в новом окнеНажмите, что бы проссмотреть изображение в новом окнеНажмите, что бы проссмотреть изображение в новом окнеНажмите, что бы проссмотреть изображение в новом окнеНажмите, что бы проссмотреть изображение в новом окнеНажмите, что бы проссмотреть изображение в новом окнеНажмите, что бы проссмотреть изображение в новом окнеНажмите, что бы проссмотреть изображение в новом окнеНажмите, что бы проссмотреть изображение в новом окнеНажмите, что бы проссмотреть изображение в новом окнеНажмите, что бы проссмотреть изображение в новом окне

Оставить комментарий

Подождите, форма загружается

Ранее...

Видеорепортаж

   

На просторах области

   

Мнения

   

Наши партнеры

//ИА СарОблНьюс - Новости СаратоваСаратов 24 ИА СарОблНьюс - Новости Саратова Российская гильдия пекарей и кондитеров

Фоторепортаж

  

Архив

 23 Августа 2017
ПнВтСрЧтПтСбВС
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
   
Яндекс.Метрика `