Уникальные старинные фотоснимки рассказывают истории жизни балаковцев

Екатерина Вельт | 15 Ноября, 2023 17:54

Уникальные старинные фотоснимки рассказывают истории жизни балаковцев

В современном мире фотография, доступная едва ли не каждому, все стремительнее теряет статус исключительности и становится привычным атрибутом ежедневной рутины. А ведь еще сто лет тому назад фотокарточка ценилась как редкий семейный раритет, а без фотографа не обходилось ни одно важное семейное событие, будь то траурная церемония или свадьба. В Балакове хранят память о владельцах первых городских фотоателье, которые, несмотря на жёсткую конкуренцию, не знали отбоя от клиентов.

На открывшейся в музее истории города Балаково новой выставке собрано немало уникальнейших экспонатов. Главные герои экспозиции «Творцы момента» - местные фотографы и фотокорреспонденты, не расстававшиеся с фотоаппаратом и вкладывающие душу в свои работы. Особый интерес представляет чудом сохранившееся творчество фотографов дореволюционной эпохи. Черно-белые снимки единичны, и на выставке представлены в копиях, но зато каждый из них можно разглядывать часами.

- Одним из первых к нам попал фотоаппарат из фотосалона Ивана Горбухова и пластины к нему, - рассказала «Телеграфу» заведующая музеем Венера Лолиашвили. – Хотя, конечно, они уже рассохлись от старости.

Первый фотопавильон в селе Балаково, тогда еще принадлежавшем к Самарской губернии, открыл в 1880 году Иван Зефиров. Позднее это начинание подхватили и другие фотографы. Один за другим собственное дело на балаковской земле основали Иван Горбухов, Иван Евдокимов и Федор Жидков. Старообрядец Федор Жидков, владевший столярной мастерской и магазином готовой мебели, в 1898 году обратился к самарскому губернатору за разрешением открыть фотосалон в селе Балаково, и это прошение было удовлетворено.

Главным источником заработка первых балаковских фотографов была портретная съемка. Портреты стоили немалых денег, зато клиенты могли быть уверены в отменном качестве выполненных заказов. Чего стоило одно только оформление фотографий, снабженных замысловато украшенными паспарту.

- Фирменное паспарту было очень дорогим, - уверяет Лолиашвили. – Его специально заказывали на полиграфических фабриках. Бланки изготавливались на дорогом бристольском картоне. И далеко не все фотоателье могли их себе позволить. Но снимки Зефирова всегда выделялись на фоне других: они были украшены фирменными надписями и на лицевой, и на оборотной сторонах. Например, у нас есть сделанная Зефировым фотография, на которой запечатлена пара, сидящая за столом с самоваром. Под нее наши художники готовили оформление постоянной экспозиции, которую планировалось открыть в 1991 году. Мы хотели превратить целый зал музея в импровизированный фотосалон. Но, к сожалению, в то время нам пришлось отказаться от создания этой выставки.

Фотомастера с большой ответственностью относились к своей работе. Например, посетители фотоателье Евдокимова делились историями о том, как владелец уговаривал их перефотографироваться, если вдруг замечал малейший брак на сделанном им снимке. Примечательно, что свой первый фотосалон художник открыл в Саратове, однако впоследствии переехал в Вольск, а затем – в Балаково. Для организации собственного дела на улице Александровской, а ныне – Пролетарской - фотографу пришлось занять у вольских родственников триста рублей.

- Дочь Зоя была его музой – он фотографировал и ее саму, и все, что было с ней связано, - рассказывает Лолиашвили. – А сама Зоя во время войны помогала фронту – шила игрушки для оставшихся без детства детей. Потом эти игрушки распределялись по детским домам и семьям.

Иван Евдокимов опекал другого балаковского фотографа, Ивана Брызгалова, который был ровесником его сына. Когда тот ушел на войну, Евдокимов помогал жене Брызгалова Антонине осваивать фотографическое дело, чтобы не потерять клиентов.

У балаковских семей быстро вошло в традицию посещать фотосалон или приглашать фотографов на дом. На создание одного кадра уходило по пять-семь минут – нужно было всех рассадить, подготовить аппаратуру.

Иногда случались и казусы. Так, в более поздние времена, уже при советской власти, среди населения прижилась традиция фотографировать похороны. В одном из балаковских сёл жила старушка, которая очень хотела посмотреть на собственную прощальную церемонию.

- И вот они с подругой-соседкой затащили в дом гроб, оформили и украсили комнату и пригласили местного фотографа, - улыбается Лолиашвили. – Старушка легла в гроб, а фотограф приехал, установил фотоаппарат и спрашивает соседку: «А сколько кадров делать?» А бабушка и отвечает из гроба: «Один мне, один родственникам, один…» Фотограф со страху бросил фотоаппарат и убежал.

До сих пор в балаковских семьях хранится много старинных фотографий. Однако не все торопятся передавать семейные реликвии в музей.

- Иногда мы находили такие фотографии мокнущими на мусорках и забирали их оттуда, - вздыхает одна из идейных вдохновителей выставки, бывший сотрудник музея Ольга Куряева. – Бывает так, что люди покупают старые дома и, не глядя, выбрасывают имущество бывших хозяев как ненужный хлам.

фото из архива музея

Подписывайтесь на ТелеграфЪ

Поделиться

Ранее в рубрике